понедельник, 5 октября 2015 г.

"Бесы". Рассказ художника по костюмам Д. Андреева.

В воскресенье на канале "Россия" состоялась премьера 4-серийной экранизации романа Ф.М. Достоевского "Бесы". Художниками по костюмам на этом сериале были Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров. Ниже, предлагаю вам почитать увлекательный рассказ Дмитрия об истории создания сериала и о художественном решении образов главных персонажей.






"Для начала необходимо отметить, что изначально этот проект должна была вести Наташа Дзюбенко. Но так уж вышло, что был большой перерыв между пробами и началом поготовки, и Наташа взяла другой проект. Она любезно порекомендовала нас с Володей Владимиру Ивановичу [Хотиненко - режиссеру]. И... тот не стал возражать :)
Я знаю, что Хотиненко изначально предлагал заказчикам (канал "Россия") немного "передвинуть" во времени "Бесов": в конец XIX века - нач XX -го. Первые авто, телефонизация, прогресс одним словом. Режиссер посчитал нужным использовать эти атрибуты в своем оригинальном сценарии. Но канал отказался от этой смелой версии. На мой взгляд, это было правильное решение. И сам Владимир Иванович потом согласился с этим. Мы остановились на конце 60-х годов XIX века. Собственно, это время и описывал в своем романе Достоевский. Это было время зарождения террористических организаций, начало бурных волнений среди рабочих и крестьян. Тогда как в конце века эта волна уже набрала полную силу. Ведь Достоевский пытался разобраться в самой природе зарождения террора, его корнях.И то, что мы остались в 60-х годах - абсолютно верное и единственно правильное решение.





На съемочной площадке

Сам сценарий написан по мотивам романа. В главную сюжетную канву включен совершенно новый персонаж: следователь из Петербурга Горемыкин. И фильм начинается с его приезда в некий губернский город (предположильно, Тверь) с целью расследования убийства некоего Шатова. Следователь ведет дознание и параллельно возникают картины из прошлого (флэшбеки) - собственно сама история этого убийства. Владимир Иванович предложил разделить цветом "прошлое" и "настоящее", что само по себе абсолютно оправдано.
"Прошлое" - теплая, солнечная палитра костюмов, и сумрачная, холодная, "гнилая" палитра "настоящего". Мы, свою очередь, предложили режиссеру в первом случае опереться в основном  на творчество ярких, восторженных Импрессионистов, ранних "светлых" Передвижников.







А во втором случае вдохновиться жанровой живописью тех же Передвижников, но взять за основу полотна "обличительные", сумрачные...







Таким образом мы отошли от заштампованного "темного" Достоевского.
Но главным "референсом" режиссера был знаменитый сериал Д. Линча "Твин Пикс". Сам сценарий был написан под впечатлением от этого фильма. Хотиненко приводил нам (художникам по костюмам, художнику - постановщику, оператору) в пример ту странную, мистическую атмосферу сериала.






кадры из сериала "Твин Пикс"


Но как соединить эту холодную, немного отстранненую среду американского заштатного городишки с образом губернского города с его приятными пошарпанными теплыми деревянными домишками, с красочной, "жирной" толпой наряженных дам, купчих, щеголей, нищих, крестьян?! Вот это была задача!






После первого разговора с режиссером мы долго ломали голову над его "референсом". Чем и как зацепиться?... Я долго изучал даггеротипы 50-60-х годов, жанровые сценки, запечатленные фотографами прошлого. Посмотрел несколько серий "Твин Пикс". И однажды меня осенило: ведь в городке Твин Пикс жизнь протекает, пусть и неспешная, но живая, настоящая... Люди там живут своими маленькими проблемами, горестями и радостями. Эти люди ЖИВЫЕ! Рассматривая одежду людей на старинных фотографиях, я еще раз отметил для себя одну особенность: сюртуки, фраки, жилеты, платья, платки, галстуки - все чуть помятое, пожившее, НАСТОЯЩЕЕ. И никого не заботили тогда  складки и помятости на вечерних фраках, горизонтальные заломы на жилетах, чуть помятые воротнички. И в этом была правда Жизни.


 





"Бесы" - такое произведение, где нам, художникам по костюмам, опираться на модные литографии и гравюры не стоило. Основные наши "киты" - это даггеротипы и жанровая живопись того времени.









С этими заметками и набранным визуальным материалом мы пришли к Владимиру Ивановичу. Он полностью поддержал нас в нашем решении.  Отныне все пошитые костюмы мы фактурили, обнашивали.




процесс зафактуривания




творят художники по костюмам Дмитрий Андреев (слева) и Владимир Никифоров (справа)


На второстепенных персонажей использовали подборные вещи. Их уже "отфактурило" время. Это безусловно касалось в большей степени мужских костюмов.











Дамы высшего света (Губернаторша, Ставрогина... ) были одеты с иголочки.













Ставрогин

Ставрогин (Максим Матвеев) описан Достоевским весьма подробно и тщательно. Красавец с порочным, бледным лицом. Красив отталкивающей красотой. Одет с элегантной тщательностью.





Еще в разговорах с актером и режиссером мы решили уйти от привычного "демонического" образа Ставрогина. Я пересмотрел несколько фильмов, снятых по "Бесам" (Таланкина, Вайды, Шультеса) и везде Ставрогин - Дьвол, Демон с подчеркнутой инфернальностью во всем облике. Мне нужно было придумать что-то свое, непохожее. Максим мне в этом помог. Он сам хотел уйти от своего привычного образа холеного красавца, найти какие-то странные черточки в своем герое, другую эмоциональную окраску - сложную и весьма противоречивую. Во время проб мы одевали на Макса одежду различного характера. То он был у нас щеголь, педант, одетый в строгую темную  тройку, то потерянный, странный человек с "перевернутым "лицом в помятом старом длинном плаще - пыльнике.





Это были наши версии, предложенные режиссеру. В итоге Владимир Иванович оставил все варианты в картине. Ведь Ставрогин был переменчивой, своенравной, противоречивой натурой. Он был многолик в своих душевных проявлениях. И в костюме мы старались подчеркнуть эту многоликость. Уже в середине подготовительного периода Хотиненко предложил дать хобби Ставрогину. Он сделал его энтомологом, ловцом бабочек. И этих бабочек он нанизывал на иглу, как свои жертвы. С тем же неистовством и остервенением. Он расчленял Красоту, изучал ее природу, пытаясь найти основы Прекрасного.
И в гардеробе Ставрогина появился костюм Энтомолога - старый потертый жакет, английские бриджи, гольфы и старая, "пожившая" шляпа. В таком наряде он стрелялся с Гагановым (вопреки всем приличиям), гонялся за бабочками, встречался со своим альтер - эго Шатовым.






Таким образом Ставрогин стал един в трех лицах: энтомолог, денди, потерянный человек...
Следователь Горемыкин

Следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий) - это реальный персонаж, он расследовал убийство И. Иванова, члена одной из организаций, возглавляемой террористом Нечаевым. Иванов принял решение покинуть "группу товарищей", те в свою очередь его зверски убили. Собственно, заметка о случившемся в газете и натолкнула Достоевского на мысль написать роман "Бесы". Таким образом, Иванов явился прототипом Шатова, а Нечаев-прототипом  Верховенского мл.






До того, как мы узнали, что Горемыкиным станет Маковецкий, я предложил Горемыкина сделать этаким Эркюлем Пуаро. Но Владимир Иванович отверг эту идею. Ему показалось, что этот образ не совсем подойдет Сергею. Мы  сообща "вырулили" на образ потускневшего, постаревшего и покинутого женой человека. Приехал он на дело без былого энтузиазма - того и гляди выйдет в отставку. Но постепенно общаясь с соучастниками и свидетялями дела, он проникается идеями странной группы людей, задумавших повернуть мир вспять. С ним что-то начинает происходить. Он меняется психологически. Так придумал режиссер. Мы сшили нашему Горемыкину  старомодную тройку, покроя 50-х годов. Сукно подобрали уже как бы состаренное, чуть свалявшееся. Худая сутулая фигура, узкие плечи, анемичные худые руки. НО! Во время примерки Сережа углядел висящий поодаль аникварный сюртук конца XIX века, немедленно в него впрыгнул... и, о чудо!, образ был найден. Этот сюртук не давал возможности ему выпрямиться в полный рост, сковывал движения. Походка стала осторожной, фигура значительной, чуть грузноватой. Конечно, получился чуть иной образ, нежели мы предполагали. Но Сережа был на седьмом небе от счастья) И кстати, в этом костюме он-таки походил на Пуаро!!!!)))






Сергей практически не переодевается на протяжении всего фильма. Да это и не нужно. Он - константа! Его образ должен проходить  четким  и неизменным лейтмотивом сквозь ткань  всего фильма.
Петр Верховенский.

Петр Верховенский (Антон Шагин). С ним было на удивление все просто. Еще на пробах, когда Антон вошел в кадр, стало понятно, что Верховенский - Бесенок, мелкий Бес. Сразу вспомнился Булгаковский Коровьев в своем клетчатом костюмчике... Так и родился гардероб Верховенского. Клетка в различных градациях цвета и масштаба главенствовала в его костюмах. Верховенский въезжает в город "инородным". В сером холодном клетчатом костюме он врывается в теплую, живую массу городской толпы.





Позже, оглядевшись, он начинает ассимилировать. Как хамелеон, он приспосабливается к окружающей среде. Его клетка "теплеет", становится песочной. Он становится своим в этом Городе.





Мне вообще хотелось ассоциативно провести нить: Гоголь - Достоевский - Булгаков. Гоголя в наших костюмах тоже было предостаточно) А Хотиненко привнес очень много фарсовости, гротеска, сатиры в образы некоторых персонажей.
Можно много и поробно говорить о каждом прсонаже. Что-то получилось, что-то не очень. Слишком короткие сроки подготовки (1 месяц) сделали свое "черное" дело. К себе, как к художнику по костюмам, у меня масса вопросов. Но... ничего не поделаешь, идем дальше!"

От себя добавлю, что именно к художникам по костюмам у меня нет никаких вопросов, все сделано прекрасно! Дмитрий и Владимир - любящие свою профессию, увлеченные люди, они всегда досконально изучают воссоздаваемую ими эпоху. И, зная на какие деньги и в какие сжатые сроки снимаются наши сериалы и фильмы, я восхищаюсь тем, какую невероятную работу они проделали!

И большое спасибо Дмитрию за интересный рассказ специально для моего блога!))

И немного фотографий со съемочной площадки:





















В посте использованы фотографии и иллюстрации из архивов Д. Андреева и И. Середы.

Пара костюмов из "Бесов" с выставки http://la-gatta-ciara.livejournal.com/241463.html
Художник по костюмам Дмитрий Андреев и фильм Р. Хамдамова «Яхонты. Убийство». http://la-gatta-ciara.livejournal.com/225249.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий