вторник, 13 октября 2015 г.

Този: "Оскар? Я предпочел бы его получить во времена "Леопарда".

Еще одно прекрасное интервью Пьеро Този для http://firenze.repubblica.it
Перевод мой.

"Если бы ОСКАР мне дали 40 лет назад, я был бы счастлив". Художник по костюмам Пьеро Този родился в Сесто Фиорентино (пригород Флоренции) в 1927 году, был пять раз номинирован на премию Американской академии, но получил Оскар только недавно "за достижения в карьере".






 "Видите ли, - говорит Маэстро, который работал с Де Сика, Моничелли, Кавани - я никогда не относился болезненно к премиям. Но один разок это было бы полезно в финансовом отношении. И я говорю не столько о себе, сколько о моем искусстве, которое всегда раздражало производственников, поскольку они считали его источником ненужных расходов. И потом, смотри, я никогда не любил путешествовать. Для меня Америка здесь".

За какой фильм Вам хотелось бы получить награду?

"Я не могу выбирать. О всей своей работе я думаю критически: искусство создания костюмов для театра и кино подвергается вкусу моды. Человек, когда он что-то делает, оставляет след своего времени, и несколько лет спустя, неизбежно смотрит на свои творения другими глазами. Может быть, я бы выбрал "Леопарда" Висконти, потому что это была моя первая попытка придумать одежду, реконструируя ее под тело мужчины и женщины того времени. Однако, в тот год победила "Клеопатра". Конечно, они провели огромную работу. Хотя я не считаю ее выдающейся".




Кадр из фильма "Леопард".


Лукино Висконти. Този создавал костюмы для фильмов, снятых в стиле неореализма ("Рокко и его братья", "Самая красивая") и для более "литературных" картин: "Чувство", "Людвиг", "Смерть в Венеции".

 "Я пережил связь с Лукино, как переживают многое в жизни: это случаются у нас внутри. В "Самой красивой" Висконти хотел показать костюмы реальных людей, заставлял снимать их у людей на улице, даже не разрешал стирать, оставляя одежду в полном разгаре жизни.




Кадр из фильма "Самая красивая"


Это был большой урок, потому что я понял, что значит создавать костюм, словно вторую кожу персонажа: когда актер жил в одежде, ткани которой вытерлись от частого использования, это было признаком того, что персонаж реальный. И это магия кино - в отличие от театра, тут глаз лучше подмечает такие вещи. Оба стиля Висконти имеют одну общую черту: это большая работа над персонажами".


 

П. Този и С. Мангано на съемках фильма "Смерть в Венеции"


Вы одевали многих отличных актрис. Две из них: Анна Маньяни и Мария Каллас, для которой Вы создали варварский костюм Медеи у Пазолини.

"У Маньяни был ужасный характер, но в работе она была послушной, предлагала вещи, необходимые для персонажа. Помню, когда мы делали "Самую красивую", я не знал римского диалекта. Например, однажды она мне говорит: "Пьеро, сюда бы мы хотели parannanza. Что это за вещь, про которую сказала Анна? Потом я узнал, что это - фартук, и бросился на рынок, чтобы его купить.




П. Този и М. Каллас


Мария не отворяла свои уста для обсуждения костюмов: она просто носила их, создавала их сама, она знала их потенциал, и одевая, преображала жестами".




Каллас в фильме "Медея"


От Висконти к Пазолини. Резкий скачок.


"Я впервые встретился с Пьер Паоло, когда он работал с Болоньини. Он был молод, работал преподавателем в младших классах средней школы, и мы были равны между собой. В "Медею" я попал после отказа Данило Донати, который был занят на другом проекте, но между нами не было отлаженного союза. Он был в ужасе, что я привнесу в его фильм мир Висконти, однако, я привык уважать замысел режиссеров, с которыми работал. Я всегда видел Пьер Паоло как лицо, лишенное возможности вступать в диалог с другими: большой поэт, в повседневной жизни он был скромным, с голосом, который был едва слышен. Редко показывал улыбку. Одну лишь ее тень ".

Он привел Донати. Еще один флорентиец, как режиссер Дзеффирелли, архитектор Брунеллески, художники по костюмам  Джино Карло Сенсани, Мария де Маттей, Анна Анни, актер Паоло Поли. Чем была Флоренция в те годы, и что она передает важного из поколения в поколение кино и театру?

"Для себя я решил так. Не иначе, как у тосканцев есть ДНК - дар к рисованию. Платье - это архитектура, не живопись, но форма. Возможно, что это след Возрождения".


 

"Senso" de Luchino Visconti, 1953/ Costumes pour Alida Valli par deux costumiers diffйrents, Marcel Escoffier et Piero Tosi. http://www.bifi.fr/public/ap/article.php?id=275



Вы были студентом Оттоне Розаи.

 "Два художника открыли мне окно в жизнь. Маэстро Париджи, в Школе искусств у Порта Романа, который мог общаться с молодежью. А потом Оттоне, от которого я узнал, сидя за столом кафе Giubbe Rosse, много больше, чем в Академии. Розаи имел дар преподавания через жизнь. Великие распространяют флюиды мысли, которые не нуждаются в кафедре".

Дзеффирелли, Ваш наставник, говорит, что для Вас работа является проклятием.

"Это правда. Я работал с большой любовью в течение трех-четырех лет. Затем, когда режиссеры начали меня искать, любовь прошла. Я чувствовал, что меня используют в качестве упаковки, и, подписывая контракты, чувствовал себя так, словно шел на виселицу. Но после нескольких месяцев работы, снова возрождалась любовь. Это трудная работа, с ответственностью, с насилием. Они просят от вас чудес. "Умножать хлебы и рыбы" - не моя специфика".





 Дзеффирелли оставляет свои архивы Флоренции. А Вы?

"В конце каждого фильма я все рвал. Во-первых, сценарий. Следом, мои рисунки. То немногое, что осталось, я пожертвовал Институту Грамши в Риме и Центру кинематографии. Я никогда не имел такое чудовищное количество материала, как у Франко, или даже пространство для его хранения. Я живу в берлоге с электрической плиткой, в Риме. Он [Дзеффирелли], несмотря на свой возраст, все еще думает, что силен. Всякий раз, когда он рядом, я болею. Потому что  чувствую, что я скотина. И всегда был бездельником. Как тогда, когда я встретил Феллини на Площади Испании и притворился, что не вижу его. А он кинулся ко мне. Я от него убегать, и Федерико кричит мне сзади: "Пьеро, пожалуйста, сделай мне хотя бы обувь для следующего фильма!"

Испытываете ностальгию по Флоренции?

"Нет, потому что больше туда не возвращаюсь"

Интервью взял Фульвио Палошия
http://firenze.repubblica.it/cronaca/2013/09/09/news/tosi_l_oscar_avrei_preferito_vincerlo_ai_tempi_del_gattopardo-66187722/

Еще интересное по теме:

Интервью Пьеро Този. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/237373.html
Оскар для Пьеро Този. Речь Клаудии Кардинале. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/245960.html
"Флорентийцы с площади Испании". Отрывок из "Автобиографии" Ф. Дзеффирелли. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/121221.html
Документальный фильм "L'ABITO E IL VOLTO" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/183776.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий