суббота, 16 февраля 2013 г.

ТОМ ФОРД: СТИЛЬ ДИЗАЙНЕРА - СТИЛЬ КИНО

Поскольку мне нравится взаимное проникновение моды в кино, а кино в моду, то невозможно было не написать  пост о фильме Тома Форда «Одинокий мужчина»
 A Single Man (2009).




Режиссер Том Форд и исполнитель главной роли Колин Ферт



Дизайнеры модной одежды сотрудничают с кино давно. Живанши, Армани, Черутти, Кавалли, Готье и другие кутюрье выступают, как правило, в качестве художников по костюмам, стилистами звезд. Или берут кино за источник вдохновения для создания своих коллекций, как Гальяно. Снимают стильные фотосессии, как Лагерфельд. А вот Том Форд , который тоже сначала поработал в кино в качестве дизайнера для одного героя, зато какого! – Джеймса Бонда -





пошел дальше – он снял фильм, как режиссер и соавтор сценария. Пока он переписывал сценарий и продумывал все детали, случился кризис, инвесторы отказались от этого проекта и Форду пришлось самому его финансировать. Результаты этого дебюта впечатляют: фильм и актеры были номинированы на множество премий, в том числе на престижного венецианского «Золотого Льва»





Помимо того, что в 1997 году журнал People назвал Тома Форда в числе 50-ти самых красивых людей мира, в моих глазах Том Форд – один из самых стильных и элегантных мужчин нашего времени.

 Безупречные костюмы и слепящей белизны сорочки, темные галстуки и кашемировые шарфы – это ли не современный денди?  Капелька богемной небрежности добавляет ему еще больше шика.
На память приходит первый денди Джордж Браммелл с его принципом ""заметной незаметности": костюм не должен привлекать внимание посторонних, но в своем кругу его сразу оценят по достоинству" (цитата из книги О. Вайнштейн "Денди").





Есть у Форда и яркая деталь, ассоциирующаяся именно с его обликом. На многих фотографиях Форд - в затемненных очках. "Я не люблю фотографироваться. Я просто ненавижу это! Поэтому я показываю миру только часть своего лица". В данном случае, очки - это способ отгородиться от других, поставить преграду между собой и окружающими, ну и элемент его имиджа. Кстати, очки носит и его герой фильма, не солнцезащитные, но в большой, громоздкой оправе.




Даже на съемочной площадке он не изменял себе и своему стилю





 "Обычно я ношу что-то вроде униформы: темный костюм, белая рубашка, запонки, простые часы. Я красив – нет необходимости одеваться в яркие цвета. Я, честно говоря, не люблю цветные вещи. Я люблю цвет, но это очень мощный и обязывающий инструмент, которые привлекает к себе внимание. Я, как мне кажется, даже с закрытыми глазами смогу понять, что на мне красный жакет. Я буду просто его чувствовать. А это я не люблю".

"Если у меня плохой день, я надеваю на себя самые лучшие вещи, которые есть. Я полирую туфли, довожу все до блеска. И это не броня. Так я говорю: «О’кей, внутри меня все плохо, но снаружи я собран и выгляжу хорошо»".

 Все эти личностные восприятия одежды, аксессуаров, цвета, а также - зависимость их от настроения, были перенесены им в фильм.





Первый его кинопроект "Одинокий мужчина" - визуально получился таким же утонченным и щегольским, как он сам.
С эстетической точки зрения этот фильм – само совершенство. Продумана каждая мелочь, каждый кадр выстроен с упоением. Иногда меня даже смущала эта идеальность.  «Многие режиссеры известны определенным видением красоты, и это становится их почерком. Мы должны быть верными только себе, ведь этот фильм - мир моими глазами», - так говорил в интервью журналистам Том Форд.

Режиссер уверяет, что это влияние фильмов Хичкока - "у него все было всегда искусственно, и я люблю его за это".





В одном из эпизодов мы видим на стене огромный биллборд с постером из фильма Хичкока «Психо»





На мой взгляд, этот эпизод с нереально розовым закатом в фильме Форда отсылает нас к известному постеру Хичкока, чтобы усилить напряжение сцены, визуализировать внутреннюю тревогу, эмоциональную неустойчивость героя.





Гений режиссера, художников и оператора (29-летний испанец Эдуард Грау) доводит стилизацию в
этом фильме до нереальных высот. Словно смотришь не кино, а листаешь глянцевый, модный журнал с работами известных фотохудожников типа Майзеля или Паоло Роверси.





Фильм рассказывает о человеке, который несколько месяцев назад потерял в автомобильной катастрофе своего возлюбленного. С тех пор он пребывает в жесточайшей депрессии, выход из которой видит только в самоубийстве. Мы наблюдаем последний день героя. Он тщательно готовится к уходу – делает все необходимые распоряжения, выбирает костюм для своих похорон, после работы едет в последний раз к своей старой подруге.





Его депрессия окрашивает кадры в стертые блеклые тона. Без Джима главному герою (актер Колин Ферт) тяжело жить, тяжело дышать, и мир вокруг него мертвенно – холодный, до безобразия рациональный, графичный.





Сам герой пытается спрятать все свои эмоции внутрь себя, как в сейф. «Это правда, что костюмы, которые я носил, походят на бронежилет для моего персонажа... Они призваны создавать впечатление, что, если бы Джордж не носил эти свои костюмы, то его мир развалился бы на куски", - рассказывал в интервью Колин Ферт.






И режиссер подтверждает: "Я думаю, многие из нас так делают. Наше лицо, которое мы показываем окружающим, – наша идеальная броня. И герой Джорджа приводит в соприкосновение свой внутренний и внешний мир. Он страдает. То, что происходит внутри этого человека, очень сильно отличается от того, каким он кажется снаружи. Он чувствует, что ему нужно контролировать каждую мелочь извне. В ответ он выставляет кусок брони, защищая свой внутренний мир и поддерживая роль, которую он играет на людях. И Джордж такой человек: ему нужно время, чтобы вооружиться. Подготовить голос, лицо, чтобы стать тем Джорджем, которого знает окружающий его мир"





«Я хотел одеть героя Ферта в духе человека, которым тот хотел казаться, каким он был для окружающих, - продолжает рассказывать Форд, - И я подумал: «Хорошо, этот парень не зависит от своих доходов преподавателя. Он из богатой семьи. В Англии окончил дорогую частную школу. Теперь он преподает в общественном колледже, потому что считает, что это правильно». И я решил, что его одежда могла быть сшита дома, в Англии. Может, на Севил-Роу, у того же портного, к которому ходил и его отец.
Так, он профессор, что же он носит? Он наденет коричневый твид, не серый или синий. Он же профессор. Я попытался подсчитать, когда его костюмы были куплены. Англичане, даже сейчас, очень бережливо относятся к одежде. Хорошо, допустим, его костюм был сшит в 1957. На самом деле я даже пришил бирку на подкладку с именем портного с Севил-Роу. Имело значение то, что за человек Джордж. Этот парень любил держать все под контролем. И это должно было отразиться на его внешнем виде. В глубине души он очень романтичный человек, и сейчас он полон горя и скорби, но по его внешнему виду этого не скажешь».






Между тем, Форд костюмами впрямую не занимался, доверив их художнику по костюмам Arianne Phillips. Она имеет номинацию Оскар за фильм «Переступить черту» и уже 12 лет является стилистом  Мадонны  - подбирает ей наряды для шоу.




Арианн Филлипс и Мадонна

С Фордом она была знакома давно, поэтому на площадке у них было полное взаимопонимание. Они вместе разработали концепцию костюмов и он помог Арианн сшить их для главных героев на своей фабрике Tom Ford International в Италии, где шьются дорогие мужские костюмы на заказ. За эту работу (а помимо главных героев в фильме надо было одеть еще 150 человек в костюмы 60-х) ее выдвинули на премию BAFTA за лучший дизайн костюмов.






Действие фильма происходит в 1962 году и неизбежно вспоминается популярный сериал «Безумцы» (Маd Men), который снискал свою славу во многом благодаря прекрасным мужским костюмам.




Дон Дрейпер из сериала «Безумцы»


В фильме есть эпизод, когда Джорджу звонят, чтобы сообщить о гибели его друга. Мы не видим человека, но слышим голос Дона Дрейпера из «Безумцев» (актер Джон Хэмм). Это оказалось совпадением: «Я однажды сидел рядом с этим человеком на званом ужине, слушал его, беседовал с ним. И это глупо, но я даже не думал о нем в связи с 60-ми годами. Потом на съемочной площадке я решил, что было бы неплохо включить в сцену реальный телефонный разговор. И я подумал, у кого может быть такой замечательный голос? Ответ я уже знал: у человека, с которым я вчера ужинал».

На самом деле, мне кажется, это не случайно. Есть люди, которые словно пришли к нам из другого времени. Джон Хэмм - из 60-х. Отсюда такое идеальное совпадение с персонажем Доном Дрейпером. Поэтому его голос сразу пришел на ум Форду...

Но вернемся к фильму.

Что чувствует человек, знающий, что проживает последний день? Тот, кто заглядывал в глаза смерти, знает, как начинаешь в эти минуты на самые простые вещи смотреть по-другому. Чем проще и обыденней предмет, тем более он вызывает в тебе интерес и умиление: ты умрешь, а эти красивые женские глаза будут и дальше смотреть на мир, эти невоспитанные соседские дети – бегать по двору, цветы цвести, птицы петь и т.д. Ты же видишь это в последний раз и пытаешься впитать в себя любую мелочь...«Это ирреально и гиперреально. Все интенсивно и ультракрасиво, все его чувства обострены, ведь он собирается покинуть этот мир", - говорит Форд.

Когда-то, когда в его жизни была любовь, все было по-другому. В кадрах-воспоминаниях все окрашено теплым желтым цветом, словно согрето солнечными лучами. Такими мы видим флэшбеки с Джимом (актер Мэттью Гуд), умершим другом героя.





В первый раз, когда мы его видим, он носит одежду желтых, мягких оттенков. Человек – Солнце…





Желтого цвета в этом фильме очень много, но он часто меняет оттенки, как и настроение героя: от яркого открытого до горьковато-горчичного.
В сценах, когда другим людям удается хоть на минуту вытащить героя из его подавленного состояния, привлечь его внимание к себе, кадр начинает насыщаться яркими красками.





На этих фото видно, что на одного и того же человека герой смотрит в разном состоянии:дипрессии и увлеченности.
Женских персонажей в этой картине немного, что и понятно – речь в ней идет об однополой любви. Но одна из двух дам – подруга и даже, в прошлом, любовница главного героя - Чарли (актриса Джулианна Мур), просто роскошна.





«Героиня Джулианны Мур – женщина, которая прожила свою жизнь… как очень красивая женщина. Наша культура полна изображений женщин, и работы модных дизайнеров – часть этого. Эстетика нашей культуры использует красивых женщин (это было по-другому в 1962 году, но существует до сих пор).





И Чарли, будучи одной из них, она ведет себя соответствующе. Я имею в виду, что если ты красива, ты сильна: мир относится к тебе по-особому. Но со временем все меняется, и к тебе это правило уже не относится. Ты не знаешь, что делать, будто ковер из-под ног выдернули. То, как ты раньше взаимодействовала с внешним миром, сейчас не работает. Так что героиня Мур сражается с возрастом. Да, и это ужасно. Знаете, женщина, которая прожила жизнь, подобно ей, с трудом видит свое будущее. У нее оно есть, но ей нужно изменить свое отношение к миру. Героиня Мур как раз на этом этапе жизни. Она пытается разобраться: что у нее есть, что она знает и умеет, кем является. У нее есть красивый дом, и дамская машина, и самый совершенный макияж, и она на вершине всего.





Ее одежда, ее платье, в 1962 скорее ближе к 1963-1964. Оно очень графичное, в стиле поп-арта, до того, как он стал трендом, когда он только зарождался. И размышляя над этим, я подумал: «Хорошо, я живу в Лос-Анджелесе. Кто же живет еще здесь? Руди Гернрайх ? Он взорвал подиум графичной одеждой».


 

модели  Руди Гернрайха

 И я подумал: «Хорошо, может быть, она – его муза? Или она могла провести много времени с ним, и тогда она на гребне волны».





"Все, что на ней, и каждая вещь в ее доме – все должно подчеркнуть ее характер. Это не просто обстановка и дань времени, это – то, что должно поддержать ее образ. И когда мы видим ее, делающую себе макияж – с одним глазом, уже нарисованным, и камера показывает ее второй чистый от косметики глаз. И мы понимаем, это ее искусство. То, как она рисует лицо. И мы видим и ту часть, которую она обращает к внутреннему миру. Как и Джордж. Слой за слоем она накладывает броню, чтобы подготовиться к новому дню, пройти через него. И так, я уверен, делают многие из нас".





В фильме есть еще два интересных персонажа. Карлос (его играет красивый испанский манекенщик, протеже Форда Джон Кортахарена) очень похож на модного актера тех лет Джеймса Дина.





К слову:благодаря Джеймсу Дину и Марлону Брандо белая футболка, заправленная в джинсы считалась вызывающе сексуальной в 60-е гг, особенно, если под футболкой находилось накаченное тело.




Марлон Брандо


Кенни Портер, студент, влюбленный в профессора, своими огромными голубыми глазами и белым костюмом, вызывает у меня ассоциацию с Ангелом Смерти, вроде Тадзио в «Смерти в Венеции». Его появление в жизни героя начало выводить того из состояния глубокой депрессии и отвлекло от самоубийства. Но, где начало, там и конец. Приняв решение жить, герой умирает от остановки сердца.









Любители мелодрам с Хью Грантом наверняка помнят этого голубоглазого юношу еще ребенком в фильме «Мой мальчик»

Вот такую печальную историю рассказал нам известный дизайнер Том Форд.
Этот фильм – еще одна сторона его таланта, которую он продемонстрировал всем нам. "В год у меня было по 16 коллекций и восемь показов на дефиле, где ты постоянно должен заново изобретать колесо: новую обувь, новую сумку, новую вещь, а это всё такое одноразовое. Теперь у меня другой бизнес: я успеваю делать упор на качество… Я просто боюсь, что если снова суну ногу в это болото, меня засосёт, и следующие 30 лет пролетят со свистом мимо. После меня останется только гора платьев в музее, а у меня не будет времени на подлинную жизнь... Кино – остается навсегда. Вы смотрите фильмы 30-ых, смотрите в глаза актеров, плачете и смеетесь вместе с ними. Эти люди уже умерли. Но навсегда останутся живыми, это - вселенная, полностью запечатанная в пленке.





Это был мой первый фильм. Первое чистое выражение чего-либо, что я когда-либо делал в своей жизни. Я должен был снять это кино и вложил большую часть себя непосредственно в него, это даже где-то меня пугало. Теперь, я надеюсь, что буду снимать кино каждые три-четыре года"

На вопрос, что же он собирается предпочесть: моду или кино, Форд ответил: "Я думаю, что могу делать и то и другое. Поживем – увидим!"


Что ж, в прессу уже просочилась информация, что Форд снимает свой второй фильм:

"На недавней вечеринке по случаю юбилея марки Дианы фон Фюрстенберг (Diane Von Furstenberg) DVF в отеле Claridge's в Лондоне Форд обмолвился друзьям о том, что уже подготовил сценарий и распланировал график съемок, однако ни за что не согласился раскрыть ни сюжет, ни остальные детали своего нового фильма".

Так что, продолжение следует!


Официальный сайт Тома Форда

Фильм можно скачать здесь

Полностью интервью режиссера можно прочитать:

Комментариев нет:

Отправить комментарий