Захотелось поделиться с вами отрывком из книги воспоминаний Ф. Дзеффирелли "Автобиография", где знаменитый режиссер вспоминает о молодости, о том, как он со своими талантливыми друзьями жил одной коммуной в Риме в доме на площади Испании (всем вам хорошо знакомой по фильму "Римские каникулы"). Удивительно в этой истории то, что все эти молодые ребята впоследствии стали легендарными художниками и режиссерами. Почти про всех я уже писала в своем ЖЖ (их фамилии в тексте я выделила, а внизу сделала ссылки на соответствующие посты).
"Наша флорентийская компания постепенно приобретала известность среди римской молодежи волшебных шестидесятых; нас называли «флорентийцами с площади Испании» или попросту «теми флорентийцами». Наш последний этаж вообще-то выходил не на саму площадь Испании, а на элегантную виа Дуэ Мачелли. Но на такой высоте, под колокольней церкви Св. Андрея, были видны только крыши старинных домов с увитыми цветами балконами и вездесущими котами, которые не имели постоянного пристанища и гуляли по крышам до знаменитой лестницы площади Испании.
Первыми из Флоренции в Рим перебрались я, только что расставшийся с Висконти, и Пьеро Този
.
Дзеффирелли на съемках "Укрощение строптивой" и Пьеро Този с Марией Каллас.
Вскоре к нам присоединилась девушка, одноклассница Пьеро по художественной школе, крохотная, казалось, в чем душа держится, но на самом деле очень крепкая и неутомимая, - Анна Анни. Отличная рисовальщица, которую я сразу усадил за работу, чтобы успевать справляться со всем, что на меня сыпалось.
Анна Анни
Кадр со съемок "Чай с Муссолини". Анна Анни работала с Ф. Дзеффирелли в качестве художника по костюмам на фильмах "Чай с Муссолини", "Каллас навсегда" и "Отелло".
кадр из фильма "Каллас навсегда"
кадр из фильма - оперы "Отелло".
Потом с нами поселился приятель из Пистои Мауро Болоньини, с которым мы вместе учились на архитектурном факультете... Наша компания разрослась — к ней присоединился гений, Данило Донати, который тоже учился в художественной школе Флоренции вместе с Пьеро и Анной (ничего не скажешь, действительно кузница талантов).
Данило Донати и Федерико Феллини
Мы жили в лабиринте комнатушек и мансард, раскаленных летом и ледяных зимой. Но разве это было важно? У нас была терраса — над всеми крышами Рима. Зарабатывая, мы мало — помалу украсили ее цветами и декоративными растениями, которые приносили друзья, а чаще подруги.
… Такое объединение молодых флорентийских талантов произошло очень быстро. Одновременно подъехала молодежь из Романьи (один бриллиант уже сверкал — Данило Донати, который учился во Флоренции, но родом был из Романьи). Среди них самой яркой фигурой был Умберто Тирелли, который впервые преодолел наши сто десять ступенек, просто чтобы сказать «привет» своему приятелю Данило. Он приехал в Рим попытать счастья, и мы, конечно, нашли ему уголок. За это он взялся наводить порядок в нашем живописном хаосе. Никогда у нас не было так чисто, как в те времена.
Пьеро Този и Умберто Тирелли на съемках фильма "Смерть в Венеции".
Уж не говоря о кухне. Благодаря Умберто и Данило мы стали центром паломничества оголодавшей фауны, которая всегда крутилась вокруг...
Потом мы отвели Умберто в швейную мастерскую, которую держали две дамы, решившие уйти на покой. Он сразу завоевал их доверие и очень быстро взлетел наверх. Сегодня говорить об Умберто Тирелли — это рассказывать сказку про человека, который идет к цели, не упуская не единой возможности. Со временем он овладел всеми премудростями и тонкостями наших театральных пошивочных мастерских, которым завидует весь мир, и укрепил династические традиции портных, закройщиков и других мастеров, которые были уже на грани исчезновения.
Он сделал Пьеро Този своим главным художником по костюмам, всячески ему помогал и даже заставлял творить шедевры, благодаря чему Пьеро давно уже стал знаменитым и любимым художником по костюмам в мире. И не сосчитать, скольким Умберто Тирелли помог найти свой путь. Он стал тем стержнем, вокруг которого бурлила творческая энергия театрального мира.
… «Компания флорентийцев» была искрометно веселой, у нее были потрясающие шутки и развлечения, но основой наших дней и даже ночей была РАБОТА. Анекдоты и треп — все это имело место, но мы крутились на одной орбите, у нас были общие творческие интересы, о которых и велись главные разговоры, - и приходили открытия и озарения.
Все это происходило пятьдесят лет назад. К сожалению, сегодня жизненный путь многих уже завершен, в том числе Умберто, Мауро и Данило. Но многие живы, и мы по-прежнему плывем по бурным морям кино и театра.
… Пьеро Този, самый знаменитый в мире художник по костюмам, доводит меня до белого каления тем, что отказывается от всех предложений. Он даже слышать о них не хочет — решил, что больше работать не будет. Вместо этого он намерен (и это единственное, что может меня с ним примирить) сосредоточить свои силы на преподавании. Думаю, молодежи очень повезло, что такой человек будет обучать их основам ремесла, которому они хотят посвятить жизнь.
… Сегодня молодые поколения растут и формируются с трудом именно потому, что у них нет четко обозначенных вех и никто не может показать им, как надо работать.
… Раздумывая над «флорентийцами с площади Испании», я по-прежнему не понимаю, как нам удалось (абсолютно всем!) завоевать блестящие позиции в работе и сделать прекрасную карьеру. Никто, ни один человек не потерялся в пути. Неужели было достаточно постоянного взаимопроникновения сил и энергии, новых идей и постоянного общения, чтобы удача улыбалась каждому? … Загадка нашего движения вперед заключалась как раз в вере в жизнь, в оптимизме, чего бы это не стоило. Именно так, очевидно, нам удалось перодолеть все преграды и трудности.
Вы искали ключ к успеху? Вот он! Но и талант здесь не лишний".
От себя хочу добавить, что сам Франко Дзеффирелли не раз приглашал работать на свои проекты друзей - художников. Про Анну Анни я уже написала выше, Данило Донати делал костюмы для фильмов "Ромео и Джульетта", "Укрощение строптивой", Пьеро Този - для "Воробья" и "Травиаты". Это только кино, все эти годы Дзеффирелли был особенно востребован как оперный режиссер. Эти же художники помогали ему "одевать" большое количество спектаклей. Так что, оптимизм и талант - хорошо, а возможность реализоваться с человеком, который тебя понимает - еще лучше.
Вот такая дружба замечательных людей.
1-я и 2-я часть Анна Анни, Данило Донати, Пьеро Този, Умберто Тирелли, Франко Дзеффирели (см. тэги)
Большое спасибо за чудесное видеоинтервью Пьеро Този http://www.nowness.com/day/2011/10/27/1699
Еще отрывок из книги Дзеффирелли в другом моем старом посте "Как взрывали мосты во Флоренции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/49584.html
Источник: Ф. Дзеффирелли. Автобиография. пер. Т. Никитинской. 2008 г.
"Наша флорентийская компания постепенно приобретала известность среди римской молодежи волшебных шестидесятых; нас называли «флорентийцами с площади Испании» или попросту «теми флорентийцами». Наш последний этаж вообще-то выходил не на саму площадь Испании, а на элегантную виа Дуэ Мачелли. Но на такой высоте, под колокольней церкви Св. Андрея, были видны только крыши старинных домов с увитыми цветами балконами и вездесущими котами, которые не имели постоянного пристанища и гуляли по крышам до знаменитой лестницы площади Испании.
Первыми из Флоренции в Рим перебрались я, только что расставшийся с Висконти, и Пьеро Този
.
Дзеффирелли на съемках "Укрощение строптивой" и Пьеро Този с Марией Каллас.
Вскоре к нам присоединилась девушка, одноклассница Пьеро по художественной школе, крохотная, казалось, в чем душа держится, но на самом деле очень крепкая и неутомимая, - Анна Анни. Отличная рисовальщица, которую я сразу усадил за работу, чтобы успевать справляться со всем, что на меня сыпалось.
Анна Анни
Кадр со съемок "Чай с Муссолини". Анна Анни работала с Ф. Дзеффирелли в качестве художника по костюмам на фильмах "Чай с Муссолини", "Каллас навсегда" и "Отелло".
кадр из фильма "Каллас навсегда"
кадр из фильма - оперы "Отелло".
Потом с нами поселился приятель из Пистои Мауро Болоньини, с которым мы вместе учились на архитектурном факультете... Наша компания разрослась — к ней присоединился гений, Данило Донати, который тоже учился в художественной школе Флоренции вместе с Пьеро и Анной (ничего не скажешь, действительно кузница талантов).
Данило Донати и Федерико Феллини
Мы жили в лабиринте комнатушек и мансард, раскаленных летом и ледяных зимой. Но разве это было важно? У нас была терраса — над всеми крышами Рима. Зарабатывая, мы мало — помалу украсили ее цветами и декоративными растениями, которые приносили друзья, а чаще подруги.
… Такое объединение молодых флорентийских талантов произошло очень быстро. Одновременно подъехала молодежь из Романьи (один бриллиант уже сверкал — Данило Донати, который учился во Флоренции, но родом был из Романьи). Среди них самой яркой фигурой был Умберто Тирелли, который впервые преодолел наши сто десять ступенек, просто чтобы сказать «привет» своему приятелю Данило. Он приехал в Рим попытать счастья, и мы, конечно, нашли ему уголок. За это он взялся наводить порядок в нашем живописном хаосе. Никогда у нас не было так чисто, как в те времена.
Пьеро Този и Умберто Тирелли на съемках фильма "Смерть в Венеции".
Уж не говоря о кухне. Благодаря Умберто и Данило мы стали центром паломничества оголодавшей фауны, которая всегда крутилась вокруг...
Потом мы отвели Умберто в швейную мастерскую, которую держали две дамы, решившие уйти на покой. Он сразу завоевал их доверие и очень быстро взлетел наверх. Сегодня говорить об Умберто Тирелли — это рассказывать сказку про человека, который идет к цели, не упуская не единой возможности. Со временем он овладел всеми премудростями и тонкостями наших театральных пошивочных мастерских, которым завидует весь мир, и укрепил династические традиции портных, закройщиков и других мастеров, которые были уже на грани исчезновения.
Он сделал Пьеро Този своим главным художником по костюмам, всячески ему помогал и даже заставлял творить шедевры, благодаря чему Пьеро давно уже стал знаменитым и любимым художником по костюмам в мире. И не сосчитать, скольким Умберто Тирелли помог найти свой путь. Он стал тем стержнем, вокруг которого бурлила творческая энергия театрального мира.
… «Компания флорентийцев» была искрометно веселой, у нее были потрясающие шутки и развлечения, но основой наших дней и даже ночей была РАБОТА. Анекдоты и треп — все это имело место, но мы крутились на одной орбите, у нас были общие творческие интересы, о которых и велись главные разговоры, - и приходили открытия и озарения.
Все это происходило пятьдесят лет назад. К сожалению, сегодня жизненный путь многих уже завершен, в том числе Умберто, Мауро и Данило. Но многие живы, и мы по-прежнему плывем по бурным морям кино и театра.
… Пьеро Този, самый знаменитый в мире художник по костюмам, доводит меня до белого каления тем, что отказывается от всех предложений. Он даже слышать о них не хочет — решил, что больше работать не будет. Вместо этого он намерен (и это единственное, что может меня с ним примирить) сосредоточить свои силы на преподавании. Думаю, молодежи очень повезло, что такой человек будет обучать их основам ремесла, которому они хотят посвятить жизнь.
… Сегодня молодые поколения растут и формируются с трудом именно потому, что у них нет четко обозначенных вех и никто не может показать им, как надо работать.
… Раздумывая над «флорентийцами с площади Испании», я по-прежнему не понимаю, как нам удалось (абсолютно всем!) завоевать блестящие позиции в работе и сделать прекрасную карьеру. Никто, ни один человек не потерялся в пути. Неужели было достаточно постоянного взаимопроникновения сил и энергии, новых идей и постоянного общения, чтобы удача улыбалась каждому? … Загадка нашего движения вперед заключалась как раз в вере в жизнь, в оптимизме, чего бы это не стоило. Именно так, очевидно, нам удалось перодолеть все преграды и трудности.
Вы искали ключ к успеху? Вот он! Но и талант здесь не лишний".
От себя хочу добавить, что сам Франко Дзеффирелли не раз приглашал работать на свои проекты друзей - художников. Про Анну Анни я уже написала выше, Данило Донати делал костюмы для фильмов "Ромео и Джульетта", "Укрощение строптивой", Пьеро Този - для "Воробья" и "Травиаты". Это только кино, все эти годы Дзеффирелли был особенно востребован как оперный режиссер. Эти же художники помогали ему "одевать" большое количество спектаклей. Так что, оптимизм и талант - хорошо, а возможность реализоваться с человеком, который тебя понимает - еще лучше.
Вот такая дружба замечательных людей.
1-я и 2-я часть Анна Анни, Данило Донати, Пьеро Този, Умберто Тирелли, Франко Дзеффирели (см. тэги)
Большое спасибо
Еще отрывок из книги Дзеффирелли в другом моем старом посте "Как взрывали мосты во Флоренции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/49584.html
Источник: Ф. Дзеффирелли. Автобиография. пер. Т. Никитинской. 2008 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий