четверг, 29 мая 2014 г.

Ирина Мазаник. Орхидеи для Джулии Ормонд.

Про шелковые цветы прошлого и позапрошлого веков мы с вами, пусть кратко, но поговорили. В комментариях мне задавали логичный вопрос: а востребованы ли искусственные цветы сегодня? Понятно, что в Париже есть кутюр и, соотвественно, необходимость хотя бы в небольшом производстве красивых, искусственных цветов. А в России? Нам-то они зачем?
Такая красота и нам нужна. Кто сделает цветы для шляпки или платья в историческом фильме или в спектакле? Да и просто, почему иногда для удовольствия не приколоть к своей одежде букетик шелковых цветов, особенно, если он сделан настоящим художником? У нас в Москве есть люди-легенды, уникальные специалисты в области изготовления изящных и нежных цветов из шелка. С одним таким известным в этой области профессионалом, Ириной Мазаник, я бы хотела вас сегодня познакомить.








Пользуясь знакомством с Ириной (в ЖЖ ), я попросила ее дать мне интервью, в котором она ответила на интересующие меня вопросы:


- Как ты увлеклась изготовлением цветов?

Совершенно случайно) Подруга позвала за компанию на занятия по цветам. Я много чем увлекалась, но никогда не хотела заниматься цветами из ткани. Искусственные цветы пугали искусственностью, непонятностью применения и неприятными ассоциациями.
Занятия вела Е.Вологдина, она была художником по цветам у В.Юдашкина. И я вдруг поняла, что цветы –  моё, это ведь сочетание цвета и формы. Красила я с детства всё, что плохо лежало, а возможность создавать любую цветочную форму и сейчас кажется мне почти чудом! К тому же высокая планка с самого начала – цветы для моды – переводила это занятие из рукодельных в область дизайна.






- Какие интересные проекты ты делала?

Проектов было много и каждый интересен по-своему. Несколько лет я сотрудничала с авторским ателье И.Быковец. Было очень сложно подбирать цветок или цветочную композицию к разным случаям, разным людям…тогда и стало понятно, что не существует одинаковых цветов для всех.








Цветы для свадьбы и венчания, презентации банка и вечерние…были даже случаи, когда цветы делались с целью скрыть недостатки фигуры.
В ателье шили и эстрадные костюмы для известного пародиста А.Пескова. У Э. Пьехи, И.Понаровской, К.Шульженко и даже Чарли Чаплина, с его одинокой розой, цветы были частью сценического образа, и для пародий надо было сделать их узнаваемыми, но при этом в чём-то утрированными.


Цветы для "Сибирского цирюльника" были новой для меня и очень высокой планкой – XIX век остаётся временем расцвета цветочной моды.

Большая и сложная работа – цветы к спектаклю ТЮЗа «Женитьба Бальзаминова», где костюмы строились во многом на цветах.
Из интерьерных работ самая крупная – цветы для ресторана "Каста Дива". Интересна она, помимо объёмов, тем, что нужны были новые технологии – цветы должны были быть из ткани, но выглядеть как каменные.




Интерьер ресторана "Каста дива". Подробнее о работе над этом проектом можно прочитать в ЖЖ Ирины http://i-mazanik.livejournal.com/37008.html




Эти цветы на стене не резьба и не гибс...















- Как шел процесс изготовления цветов для фильма «Сибирский цирюльник»? Подбирались ли цветы под характер и стиль героини? Учитывалась ли мода конца 19 века на определенные типы цветов?

 Я впервые должна была делать цветы для исторических костюмов и сразу же столкнулись с тем, что никто не знает, какие же цветы «носили» в XIX веке.


 


Все, с кем я советовалась, считали, что были «натуральные» тщательно сделанные цветы, максимально похожие и узнаваемые.





Тогда узнать об историческом костюме можно было только в библиотеках и я больше месяца провела в бывшей Театральной библиотеке.
 




В конце XIX века в изготовлении цветов уже не только подражали природе, были великолепные сложные фантазийные композиции, где сочетались различные фактуры, разнообразные перья, бусины, бисер…




Цитата из издания 1863-го года "Модный журнал".





Цветов на платьях было много, но платья не казались перегруженными декором.






Кадры из фильма "Сибирский цирюльник"


В фильме хотелось цветами подчеркнуть «иностранность» героини и намекнуть на  развитие сюжета. Поэтому ушли от привычных роз и в фильме есть ветки из листьев, бутоньерки из фантазийных мелких цветов, а, например, для трагической сцены объяснения в театре были выбраны орхидеи.




Эта орхидея была сделана не для фильма - она более нежная и хрупкая. Но красивая!


Совершенно случайно на примерке в мастерких Мосфильма увидела гинуру – это комнатное растение с бархатистыми зелёно-фиолетовыми листьями, вот такие листья гинуры из бархата оттеняли орхидеи из креп-сатина.




Гинура




Кадр из фильма "Сибирский цирюльник"


Цветы делались для отделки платья, поэтому важна была мода на ткани, их сочетания, разные виды отделки. Ткани для костюмов заказывались во Франции, стоимость их была очень внушительной. И никому не приходило в голову отдать остатки кроя для цветов, ведь обычно считается, что на цветы и 10см достаточно.


 



- С какими художниками по костюмам ты работала?

Костюмы для "Сибирского цирюльника" делала Н.Иванова, работать с ней было необыкновенно интересно, но и ответственно.  Она считала, что очень важно подобрать команду, которая будет изучать материал, предлагать свои решения.





Эскизы Н. Ивановой к фильму "Сибирский цирюльник"





Замечательно была организована работа. Обычно знакомят с эскизами, образцами тканей. Мы же знали сюжетную линию, трактовку характера героини, предлагали и обсуждали варианты декора. Не просто делались  цветы, из деталей создавался образ героини. Для меня этот фильм – школа работы в команде, где каждый работает на единый образ.




Незабываемый персонаж, почти чаплинский)) И в его создании цветы Ирины сыграли большую роль.





В спектакле «Женитьба Бальзаминова» художником по костюмам была С. Логофет. Каждый художник по-своему видит цветы в костюме и строит отношения с командой.

- С какими модистками ты работала?

 Я работала с очень известной модисткой Лирой Ермаковой, она делала цветы ко многим спектаклям и историческим фильмам, в т.ч. к "Сибирскому цирюльнику", и к "Бальзаминову". Познакомились мы, когда я готовила выставку "Цветы из шёлка" для Политехнического музея и работали на "Сибирском цирюльнике", "Женитьбе Бальзаминова" и "Тургеневе", который, к сожалению, так и не состоялся. 




Эскизы художника по костюмам Н. Ивановой к проекту режиссера С. Соловьева "Иван Тургенев и Полина Виардо. Метафизика любви"








У Лиры огромный опыт работы с историческим материалом, людей с таким вдумчивым, осторожным и тщательным отношением к материалу я больше не встречала.
- Расскажи немного про спектакль «Женитьба Бальзаминова». Какие задачи ставила перед тобой художник по костюмам?

 При первом  обсуждении цветов художник сказала, что цветы должны выдерживать падения и кувырки актрис…неожиданный подход.




Костюмы из спектакля «Женитьба Бальзаминова». Художник по костюмам С. Логофет




Эскизы костюмов С. Логофет.

Интересно для меня было то, что цветы во многом «делали» костюмы. Я получала большое количество заготовок и из лепестков и листиков надо было собирать композиции. Новым было абсолютно всё, никто не представлял, какие цветы должны быть, как их крепить на платья. На одном платье был разный цветочный декор с разными способами крепления – внизу полоса, расшитая цветами, потом густые «кучки» цветов, пореже…одиночные цветы на лифе и к каждому платью шляпа с цветами. 




Эскизы костюмов С. Логофет.



Цветы были из синтетики ядовитых расцветок, к вечеру от всей этой яркости начинали болеть глаза. Платья на кринолинах и метровые полосы с цветами с трудом умещались в комнате…чтобы увидеть картину целиком, я строила пирамиду – на кровать ставился стул, полосы раскладывались на полу и я под потолком рассматривала цветы, стараясь не шевелиться на стуле) Слезла – поправила – залезла на стул…и так до результата)




Эскизы костюмов С. Логофет.




- Что для тебя интереснее всего в процессе изготовления цветов?

 Самое интересное – сделать что-то новое. Изготовление цветов – скорее ремесло, а вот когда ставится необычная задача и надо поломать голову над цветом, формой, образом, собрать цветы в  композицию – тут и начинается та работа, которая мне интересна.


- О каких интересных проектах ты мечтаешь?

Я всеядная. С одной стороны, очень хочется продолжить тему исторических цветов, сколько бы я ни занималась современными цветами, всегда возвращаюсь к XIX веку. Эти цветы  не устарели, наоборот, мне кажется, мода ещё не дозрела ...
С другой стороны, хочется поработать над такими темами как цветы и образы, цветы и стили, ведь можно сделать и харАктерные цветы.
Самое сложное – сделать простые цветы.  Цветы ботанические, «под природу», я называю ученическими, ведь им можно научиться.









Намного сложнее делать цветы для конкретного человека, костюма, интерьера, причём делать так, чтобы цветы не перетягивали внимание на себя, а были частью общей картины.









Если назавтра вспомнят не вас, а ваш цветок – это не успех, а брак в работе. Кстати, ещё одна несостоявшаяся работа была такой – к юбилею одного нашего мэтра несколько дизайнеров задумали сшить платье-вазу и «подарить» девушку-вазу с цветами. Всё здорово, обсудили, делаю образцы, а дизайнеры пропали. Юбилей прошёл, и мне неохотно объясняют – Понимаешь, единственное, что бы спрашивали, - кто делал цветы…


Спасибо Ирине за чудесное интервью! И желаю ей новых, интересных проектов!


В посте использованы материалы из личного архива Ирины Мазаник.
ЖЖ Ирины http://i-mazanik.livejournal.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий