воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Пять фильмов Жана - Поля Готье

Жан-Поль Готье замечательный художник, создающий утонченные, изысканные модели с легким налетом эпатажа и яркой чувственности. При этом его творчество отличает тонкая самоирония, некоторое хулиганство и артистичность, делающие одежду "от Готье" лишенной буржуазного пафоса. Поэтому его модели так востребованы среди звезд эстрады и кино, а работа его в качестве художника по костюмам невероятно интересна.









Фильм 1. «Falbalas» Жака Беккера. Впечатление детства.

"Я обязан кино тем, что стал модельером", - говорит Жан-Поль Готье. Сильное впечатление на юного Жана-Поля произвел французский фильм 1944 года «Falbalas» (у нас его переводят, как «Дамские тряпки»). "Когда мне было девять или десять лет я впервые увидел «Falbalas» фильм режиссера Жака Беккера с Мишлин Прель.




Действие фильма происходило в ателье Марсель Роша, где снимали Дом мод, в котором работает главный герой. Это открыло целый сказочный мир передо мной. Конечно, были и корсеты моей бабушки, но «Falbalas» был действительно спусковым механизмом. Там невероятно точно описан мир парижских кутюрье. Поэтому, когда я стал работать для Кардена и Пату в 1970 г, я понял, что попал «Falbalas»!»

Интересно, что не только снимали в Доме мод М. Роша, но он был и художником по костюмам в этом фильме.


 

Марсель Роша



Марсель Роша  открыл свой дом в 1924 году. Он дружил с Жаном Кокто и Полем Пуаре, к тому же был  влиятельным дизайнером с мировым именем. Его клиентами были звезды Голливуда, такие как Кэрол Ломбард, Марлен Дитрих и другие.




модель М. Роша

Для актрисы Мэй Уэст, Марсель Роша создал черный корсет с осиной талией с кружевами шантильи. Он вообще уделял большое внимание женскому белью. В 40-х годах, когда была популярна тонкая талия он ввел в моду полукорсет, который утягивал талию и имел подвязки для чулок. И назывался он "guepiere" (в переводе с французского "оса").


 


У нас его имя хорошо известно благодаря духам. Свои первые духи он выпустил в 1944 году в качестве свадебного подарка для жены. Назвал их просто – «Femme» (Женщина).  Фирма "Лалик" разработала флакон в виде фрагмента женской фигуры с тонкой талией и округлыми бедрами, говорят, его вдохновила на такой дизайн Мэй Уэст. Количество духов было сильно ограничено, ведь шла война, поэтому на них записывались в очередь.




Мэй Уэст

Кстати, Ж.- П. Готье тоже выпускает свои духи во флаконах в виде женского торса.
Что же касается фильма "Falbalas", то там показано закулисье Домов мод Парижа – с бесконечными примерками,





строптивыми клиентками,



пошивочными цехами и муками творчества главного дизайнера.
К тому же костюмы, прически и шляпки в этом фильме играют не последнюю роль. Мне показалось, что все они немного гротескные.






   
Творчество самого Жана-Поля Готье также отличает некоторый момент преувеличения. Впрочем, на мой взгляд, он делает это достаточно интересно. Позже, судьба дала шанс и самому Готье поработать в качестве художника по костюмам в кино. Из всех дизайнеров, которые предоставляли свои костюмы для съемок, Жан-Поль, на мой взгляд, действительно добавил в фильмы яркие, важные акценты, помог точнее раскрыть характеры персонажей и суть самой картины.


Фильм 2. 1989 г. «ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЕ ЛЮБОВНИК»
ПИТЕРА ГРИНУЭЯ. СЕКСУАЛЬНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.




Jean Paul Gaultier, Peter Greenaway - Party 1993, Theatre des Champs Elysees
 Это первый фильм Жана-Поля Готье, в котором он выступал в качестве художника по костюмам. Несмотря на жесткий сюжет, фильм очень живописен и невероятно образен. Его называют «шедевром торжествующей живописной зрелищности».





На этом фильме собралась чудесная команда великолепных профессионалов: режиссер – Питер Гринуэй, человек с нестандартным взглядом на мир (кстати, художник по образованию), художник – постановщик Бен ванн Ос (кто не помнит его «Девушку с жемчужной сережкой»?!), мой любимый композитор – Майкл Найман («Пианино», «Контракт рисовальщика» и многое другое). Актеры - Майкл Гейбон (лицо которого, благодаря «Гарри Поттеру» известно теперь всему миру), Хелена Миррен (прекрасная «Королева» Фрирза, актриса с русскими корнями) и Тим Рот (тонкий, прекрасный актер, любимец Тарантино, теперь еще известный любителям сериалов по «Обмани меня»). И костюмы в этом фильме сыграли большую роль.




Девиз фильма «еда, секс и смерть». Стиль Готье, с его сексуально агрессивными платьями, корсетами, узкими юбками, высокими каблуками идеально вписался в эту концепцию.Гринуэй обожает все структуризировать. Так в этом фильме его любовь к порядку обретает образ комбината питания: в кухне готовится еда, в ресторане – съедается, в туалете – выбрасывается. Каждый из этих объектов имеет свой цвет: зеленый, красный и белый. Цвет костюмов героев также меняется в зависимости от того, в каком помещении они находятся. Пока герои идут через кухню, их одежда серо-зеленого оттенка, проходят в зал ресторана – она становится черно - красной, идут в туалет – черно - белой. Причем, сделано это не на компьютере, а сшиты новые костюмы другого цвета.









Ну и финальное, демоническое платье Хелены Миррен точно и образно подчеркивает напряженность сцены. Героиня похожа в нем на диковинную птицу, запутавшуюся в сети.





Самоцитирование.
Аналогичное платье, но другого цвета из коллекции кутюрье


n


FASHION/



 

 Коллекция 2009 - 2010 и Леди Гага     
Фильм 3. 1993 г. «КИКА» П. АЛЬМОДОВАРА.
КРОВАВЫЙ ГЛАМУР

В китчевой картине абсурда «Кика» Готье выступает уже не в качестве художника по костюмам, а только как дизайнер одной звезды – Виктории Абриль. Мне кажется, что этот персонаж по своей эстетике ближе всего дизайнеру, его художественному «я». Других персонажей одевал Джанни Версаче.



П. Альмодовар, Виктория Абриль и Жан-Поль Готье

d


эскизы костюмов к фильму



 кадр из фильма "Кика"



Этот костюм из фильма находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Part of the "Cyberpunk" outfit designed by Jean-Paul Gaultier for Victoria Abril in the 1994 film "Kika" directed by Pedro Almodovar. Victoria Abril's character, Andrea "Scarface" Caracortada is shown riding her motorcycle around Madrid wearing futuristic combat clothes such as these with electronically controlled lights and elements.

Что же касается платьев для Андреа – ведущей программы "Худшее за день", то режиссер попросил Жан-Поля представить, что она только что стала жертвой катастрофы, но и при этом она должна выглядеть гламурно.




Выбор гаммы этих платьев не случаен. Тут не только прямая ассоциация: красный цвет – кровь, черный – смерть. Здесь и следование испанским традициям с яростным сексуальным темпераментом, кровожадностью корриды, грациозностью фламенко.


 



танцовщица фламенко, торреро

Всё это отражено и в структуре фильма: секс, смерть, красота.




В этом кадре подол платья похож на потоки крови, которые заливают экран. Эффектная метафора переданная через костюм.  "Ее костюмы отражают характер героини», - говорит Альмодовар. А Готье назвает этот стиль "кровавый гламур".

Волосы извиваются резиновыми проводами,




 

грудь взрывается из-под черного бархата,


 

блестящими красными пластиковыми аппликациями капает на туфли кровь.


 




"Это отражение эстетики ужаса, мусорного дизайна и пост-панка в моде, а в итоге получилось эстетическое насилие», - сказал Альмодовар. Эти костюмы отлично вписались в стиль фильма, добавив ему некоторую долю визуальной остроты и гротеска.





"Это отражение эстетики ужаса, мусорного дизайна и пост-панка в моде, в итоге получилось эстетическое насилие», - сказал Альмодовар. Эти костюмы отлично вписались в стиль фильма, добавив ему некоторую долю визуальной остроты и гротеска.


САМОЦИТИРОВАНИЕ.




Катрин Денев в платье от Готье




Знаменитый костюм Мадонны




Фильм 4. 1995 г. «ГОРОД ПОТЕРЯННЫХ ДЕТЕЙ»
МАРК КАРО, ЖАН-ПЬЕР ЖЕНЕ.
ВПЕРЁД В ПРОШЛОЕ



f


Глядя на персонажей фильма "Город потерянных детей" испытываешь чувство, словно из старого, пыльного сундука достали волшебный театр. Карлики, великаны, одинаковые человечки, сиамские близнецы, говорящий мозг… и дети, находящиеся по другую сторону от всего этого.


 

И все они одеты от Готье. "Самый большой талант Жана-Поля Готье состоит в том, что он переносит свое личное видение во вселенную фильма. Да как! ", - сказал о дизайнере Каро, один из режиссеров фильма.






"Мы оба верим в крайность красоты, которую многие люди сочтут странной. Эта же крайность присутствует и на его показах мод".






эскизы костюмов, кадры из фильма "Город потерянных детей"


 


"Город потерянных детей" - картина очень французская, с особенным национальным колоритом.Готье старался сделать костюмы в стиле первых французских фильмов. «В старых французских фильмах изображение имеет очень большое значение», сказал дизайнер. «Например, в фильмах "L'Argent" («Деньги») Марселя Л'Эрбье и "Les Enfants дю Paradis" («Дети райка») Марселя Карне. Я видел эти фильмы будучи ребенком - моя мама смотрела их по телевизору. Они повлияли на меня и на моё отношение к моде. Фильм «Деньги» - это своего рода «Метрополис». Это все фильмы в стиле Art Deco.



кадр из фильма "Деньги"


Каро сказал, что в картине нет определенного времени. Понятно, что дело происходит не сейчас, но вы и не знаете, когда именно", - рассказывал Готье. "Он сказал мне, чтобы я посмотрел фильмы Чарли Чаплина, например, «Kid» («Малыш»).




Кадр из фильма "Малыш"


Он хотел, чтобы дети выглядели как-то так, в том же духе. По времени – где-то от начала века до 40-х годов".





кадр из фильма "Город потерянных детей" 

"Я чувствовал, - продолжал свой рассказ Готье, -  что элегантность ушла в прошлое, но думал, что было бы здорово и современно сложить вместе разные эпохи, чтобы получился безвременной период."




Шелк для этого халата был произведен в 1920 году, Готье купил его в Аргентине. Обратите внимание и на петельку пришитую на спинку полосатого жилета - отличительную деталь вещей от Готье.
В фирме есть еще одна фирменная деталь "от Готье"  – джемперы в характерную бретонскую полоску.

 




Настоящий свитер бретонских моряков, который так популяризирует Готье. В 18 столетии жители Бретани (регион на северо-западе Франции) плавали в Англию продавать лук. Эти торговцы носили такие свитера, которые делали их узнаваемыми издалека. Они были очень плотно связаны необычным способом – не пропускали воду, противостояли ветру и холоду. Этот способ вязания таких свитеров бритонцы хранили в секрете. Поскольку их носили плотно одетыми на тело, то называли "второй кожей моряков".


b



Сам Жан - Поль в своем "фирменном" джемпере и модели от кутюр из его коллекций
Мне нравится, что мои костюмы в этом фильме являются частью его атмосферы. Они играют решающую роль в кино, но и сделаны они для кино, а не как реклама Жана-Поля Готье".
Видимо, работа с детьми так увлекла Готье, что он спустя годы сделал детскую коллекцию.

  

1997 «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» ЛЮК БЕССОН.
УНИСЕКС БУДУЩЕГО

Одна из самых заметных картин Ж.-П. Готье, это, конечно, «Пятый элемент». Он разработал для этого фильма 954 костюма. ''Я хотел самого лучшего дизайнера, а им является Жан-Поль'', - сказал Бессон. «Он чувствует цвет, он знает вкус Нью-Йорка''. Пространство фильма, действие которого происходит в будущем, позволило Готье воплотить в костюмах все свои фантазии. Так, даже для брутального Корбена Далласа, в исполнении Брюса Уиллиса, он придумал костюм с декольте на спине, которое обычно является деталью женских платьев.



 


Готье размыл в фильме рамки между мужской и женской одеждой. Он как-то сказал в одном интервью: "Я за равенство между мужчинами и женщинами. И говорю: что в моде подходит женщине - почему не могло бы подойти мужчине?"





Ослепительные костюмы ведущего развлекательного шоу Руби Рода (Крис Такер)

Еще в 1982 г. Жан-Поль Готье показал мужскую коллекцию«Тhe Man-Object», в которой мужчины были одеты в тельняшки и юбки. Позже он пытался ввести в моду корсеты для мужчин. В 2003 году Готье был куратором выставки в нью-йоркском музее Метрополитен «Мужчины в юбках». Сам он с удовольствием носит этот предмет «естественной, свободной мужественности».

  

 

Но вернемся к фильму. Лилу (Мила Йовович) - человеческое воплощение чистой любви. Она появилась на свет из инкубатора. Поэтому, когда она вырывается из своей стерильной камеры, то ее костюм напоминает бинты мумии.





''Костюм должен соответствовать тому, что она делает'', - говорит дизайнер. ''Лилу - очень динамичная и костюм должен это подчеркнуть».


Интересно решен костюм Зорга (актер Гэри Олдмен). Он имеет явный исторический крой, но сшит из каких-то необычных, словно прорезиненных, тканей.




 
«Зорг - денди, нувориш, Гитлер", - так определил его стиль Бессон. «Это своего рода смесь всего этого. Зорг – тот человек, который купит Пикассо, поскольку он подходит к его дивану».


 


Даже актеры, сыгравшие небольшие роли, получили роскошные костюмы. Сотрудники Макдональдса и бортпроводницы носят форму, которая действительно напоминают форменную одежду. ''Это небольшая стилизация того, что они носят в «Air France'', - смеется Готье, - «Надеюсь, что авиакомпания рассмотрит вопрос о внедрении их в жизнь».







Фото с вечеринки, посвященной фильму "Пятый элемент",

САМОЦИТИРОВАНИЕ




 певица Рианна


Разные режиссеры, разные жанры фильмов выявляют разные грани таланта этого дизайнера. Его костюмы в этих проектах не просто одежда, а дополнительный важный штрих к раскрытию образов героев. А где-то даже и часть действия. Надеюсь, его сотрудничество с кинематографом продолжится, и подарит нам немало запоминающихся минут.
ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ, КАСАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСТВА ГОТЬЕ

платья из хлеба
коллекция Готье, тема: пальмовые листья
коллекция от кутюр 2009 г
интерьер от Готье

выставка "Мужчины в юбках"
белье от Роша
про бретонский свитер

Комментариев нет:

Отправить комментарий