вторник, 26 февраля 2013 г.

Памяти Льва Новикова.

Сложнее всего писать про людей, с которыми была знакома и кем восхищалась. Не могу сказать, что за свою жизнь я повстречала много ярких личностей. Это и понятно – настоящих, Богом одаренных людей, которые, к тому же, не ленились и развивали свой талант, не так уж и много. Одним из них был стилист Лев Новиков.







Он ушел из жизни 7 ноября 2007 года.

Я с ним познакомилась в период работы с Борисом Моисеевым, в то время Лева был его стилистом – разрабатывал макияж и делал прически для него и двух его танцовщиц.





Поэтому, моё восхищение основано на личных впечатлениях от его работы. Как художнику по костюмам, мне часто приходится иметь дело со стилистами (так называют мастеров макияжа и причесок в рекламе и моде) и художниками по гриму (так называют этих же людей в кино и на ТВ). Попадались очень хорошие, талантливые стилисты – гримеры. Но, по уровню мастерства, такие, как Лёва, больше - никогда. Это был уникальный человек. Именно – Стилист. Он не просто «рисовал» лица и делал прическу, он всегда придумывал Образ, Историю.


ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

1983 г. – Лев Новиков, получив профессиональное образование парикмахера, работает в салоне на Котельнической набережной. Его клиентами являются – великая балерина Галина Уланова, режиссер детского музыкального театра Наталия Сац, звезды кино Марина Ладынина и Нона Мордюкова.

1985 г. – В Москве проходит итальянское шоу «Uno conxone per la pache», где Новиков работает со звездами Сан-Ремо.

1986 г. – Лев Новиков работает на международном телевизионном фестивале песни в Польше.

1988 г. – Лев Новиков меняет амплуа и начинает успешно разрабатывать грим для театра. Его театральные работы были представлены зрителям 11 стран мира, а грим к спектаклю Жана Жене «Служанки» (театр «Сатирикон») отмечен призом Международного театрального фестиваля в Каракасе (Венесуэла).

1989 г. – Лев Новиков работает в качестве дизайнера причесок в итальянском салоне «Ларри» в Нью-Йорке.

1991 г. – Лев разрабатывает грим для спектаклей: Т. Рэттиган «Дама без камелий», Э. Олби по пьесе В. Набокова «Лолита», новой постановки «Служанок» в театре Романа Виктюка и для постановки бродвейского спектакля Д. Хуана «М. Баттерфляй». (Творческим и историческим источником последней работы является традиционный грим китайского национального театра). Лев Новиков разрабатывает грим к спектаклю по пьесе Ф. Сологуба «Мелкий бес».





В этом же году Лев Новиков разрабатывает гримы для шоу «Цирк Валентин» и работает с этим шоу на Бродвее в театре Гершвина.

Творческая деятельность Льва Новикова чрезвычайно активна – он участвует в съемках ТВ программы «The David Letterman show» и съемках рекламы товаров торговых марок «GUESS» и «BENETTON». Вернувшись в Москву, Новиков начинает работать в «Общесоюзном журнале мод».
1992 г. – Лев Новиков работает в качестве стилиста на fashion show фирм «Stallmann» и «Interchtoff», приуроченном к открытию Международного центра моды в Москве.

В этом же году начинается сотрудничество Льва Новикова с французской косметической фирмой «Lancome». Результатом совместной работы г-на Новикова и профессора макияжа г-жи Ани Доре становится телевизионное шоу фирмы «Lancome».

Лев Новиков разрабатывает имидж ведущего популярной телевизионной программы «Музобоз» Ивана Демидова.

1993 г. – Вновь театральная премьера. Лев Новиков является автором грима для спектакля по пьесе У. Гибсона «Двое на качелях» со звездой балета Натальей Макаровой (США) в главной роли.

Тогда же г-н Новиков начинает работать в качестве стилиста телевиионной программы «Намедни» (канал НТВ). Результат этой деятельности получил высокую оценку - Леонид Парфенов, ведущий программы «Намедни», признан самым элегантным телеведущим года.

Лев Новиков работает в качестве стилиста на 1-ом конкурсе «Мисс Россия».

1994 г. – Лев Новиков работает на первой неделе «haute couture» в Москве. В шоу, проводимом под эгидой Комитета элегантности Франции, принимают участие дома высокой моды: «Anne Marie Beretta», «Balenciaga», «Carven», «Lecoanet Hemant», «Per Spook», «Torrente».

1995 г. – Лев Новиков – художник по гриму объединенного проекта журнала «Космополитэн» и фирмы «Эсти Лаудер» (США).

Новый этап в творческой биографии – сотрудничество с Домом моды «Igor Chapurin». Значительным событием стала блестящая работа стилиста на показе коллекции молодого дизайнера, состоявшаяся в отеле «Метрополь» (Москва) 3 февраля 1995 г. и получившая самую высокую оценку Президента комитета элегантности Франции г-на Роже Зеллера.

Разработка рисунка грима для спектакля «Самоубийство влюбленных на острове воздушных сетей». Постановка осуществлена в театре им. В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург). Спектакль признан лучшей театральной постановкой года.

Работа в качестве художника на съемках фильма «Бред вдвоем» (режиссер Б. Мильграм, в главных ролях Лия Ахеджакова и Геннадий Хазанов).

Работа в качестве парикмахера и гримера топ-модели Нади Ауэрманн (агентство «Элит») на отборочном туре конкурса «Look of the year».

Разработка грима для спектакля «Пещерные люди» (антреприза «Останкино», в главной роли народная артистка России Татьяна Васильева).

С 1995 г. Лев Новикиков работает в качестве главного консультанта представительства «Эсти Лаудер» (США) в России.

Работа в качестве стилиста на торжественном шоу, посвященном открытию салона «Эсти Лаудер» в Киеве (Украина).

1996 г. Работа в качестве стилиста на конкурсе «Мисс-Россия - 95».

Заключает контракт с французским салоном «Посольство красоты» в Москве для работы в качестве стилиста.

Лев Новиков дает мастер-класс для персонала салона «Эсти Лаудер» в Праге.

1996 г., ноябрь. Работа в качестве стилиста на показе сезонной коллекции Дома моды «Igor Chapurin» в Вильнюсе, Литва.

Открытие салона «Lev Novikov» в отеле «Виллон», Вильнюс, Литва.

1996 г., декабрь. Работа на показе коллекций Дома «Igor Chapurin» в рамках Недели высокой моды в Москве.

1996 г., декабрь. Эксклюзивно для княгини Голициной – работа над прическами и макияжем к десяти ретроспективным костюмам для шоу «Irene Gaulitzine» в Колонном зале, г. Москва.

1996 г., декабрь. Работа в качестве художника по гриму для спектакля «Лицо», автор пьесы И. Бергман, режиссер спектакля Пази. Постановка осуществлена в театре им. Ленсовета, Санкт-Петербург.

1998 г. – работа в качестве художника по гриму для спектакля «Горе от ума», режиссер и исполнитель главной роли Олег Меньшиков. Постановка осуществлена в театре им. Моссовета, г. Москва.

На протяжении многих лет клиентами Льва Новикова являлись Марина Неелова, Алла Демидова, Людмила Максакова, Юлия Рутберг, Ирина Метлицкая и многие другие.

Начиная с 1984 г. Лев Новиков постоянно работает в шоу-бизнесе. Его клиентами в разные годы являлись: Жанна Агузарова, Ирина Понаровская, София Ротару, Валерий Леонтьев, Кристина Орбакайте, Лариса Долина и т.д.




Когда вы просите гримера сделать вам макияж для фото, то думаете, что он вас как-то украсит, уберет недостатки и выявит достоинства. То есть, будете вы, но только симпатичнее. Лева подходил к этому с другой стороны. Он не ставил перед собой задачи сделать вас красивее, он думал, в кого вас можно превратить. Я видела, как он из некрасивых моделей делал невероятных, сказочных персонажей, выявляя, в первую очередь, индивидуальность.



Еще я помню, что удивлялась, почему он много и с удовольствием работает с известными актрисами «в возрасте»: Галиной Улановой, Мариной Ладыниной, Аллой Демидовой, Людмилой Максаковой, Нелли Пшенной?



Нелли Пшенная

С ними же делал роскошные фотосессии, где придавал им невероятный шик и изыск.




Алла Демидова

А ему просто нравились состоявшиеся женщины, за плечами которых есть уже некий отрезок прожитой жизни. Он говорил: «… Без страдания нельзя. Образование, интеллект еще не дают личность. Лишь когда человек проходит испытания, у него появляется какой-то особый нерв. А ведь если и учишься, то на возрастных лицах, вот где школа. Я сейчас говорю своим студентам: «Курносых блондинок вы в любом случае накрасите...»




Одной из любимых его клиенток была Галина Уланова.

До встречи с Лёвой, я уже немало слышала о нем. Одного того, что он придумал этот невероятный грим для культового спектакля театра «Сатирикон» «Служанки», было достаточно, чтобы стать очень известным в театрально-кинематографических кругах.




"Служанки"


Помню, тогда этот «японский» грим просто потряс меня.




грим театра Кабуки
Спектакль, в котором женские роли, по задумке режиссера Виктюка, исполняли мужчины, вкупе с этим гримом, прекрасной хореографией и костюмами Аллы Коженковой, создавал непередаваемую атмосферу визуализированной красоты.





Потом уже была, поставленная специально для Эрика Курмангалиева «М. Баттерфляй», тоже с левиным гримом.





С Эриком он потом еще работал на «Вокальных параллелях» Р. Хамдамова – очень эстетском (как всегда у Хамдамова), но очень непростом кино.
С театром Лёва сотрудничал много. Одна из последних его работ - спектакль "Горе от ума" О. Меньшикова





Льву Новикову обязано отечественное телевидение стилем своих звезд.





Это была идея Левы спрятать некрасивые, водянистого цвета глаза ведущего за черные очки. И получилось очень эффектно.




ведущий популярной телевизионной программы "Намедни" Леонид Парфенов

С ним работали все известные звезды эстрады.








Кристина Орбакайте


В свое время он уговорил Ирину Понаровскую кардинально изменить свой стиль. Из простой, темноволосой певицы он превратил ее в блондинку – вамп.





Дальше этот образ И. Понаровской поддерживал уже С. Зверев. Именно «поддерживал», а не создал, как принято было считать. Лева этим и отличался – придумав индивидуальности многим звездам кино, эстрады и телевидения, он сам при этом оставался в тени. Разумеется, в артистической среде Лев Новиков был очень известен. Стричься или делать прическу у него было весьма престижно. Но народ знал только "поющего парикмахера" Зверева. Про Ирину Понаровскую я слышала, что она и Алла Демидова очень помогали Леве, когда он болел, в том числе деньгами на дорогостоящие лекарства.

Ренате Литвиновой он вместе с Рустамом Хамдамовым для фильма «Вокальные параллели» придумал этот чудесный образ «в стиле Гарбо» - с выщипанными бровями и ярким, четко очерченным ртом.





«Я очень много видела художников по гриму, но так красиво и тщательно, как работал он, я не встречала. Он был лучшим в своем роде. Я считаю его исключительно талантливым художником и в том, что он умер от СПИДа, заключена трагедия нашего времени», - говорила Литвинова о Леве.




Рената Литвинова в фильме «Вокальные параллели»



Помимо яркого таланта, меня подкупал в Лёве невероятный уровень его знаний и широкий кругозор. Рассказывая о современной моде или стилизации, он всегда ссылался на какие-то образы из старых кинофильмов («Ну, помнишь, тот берет у Фэй Данауэй в фильме «Бонни и Клайд»?»). А ведь в те годы старые фильмы можно было посмотреть только в кинотеатре «Иллюзион», это не то, что сейчас – качай из интернета и наслаждайся практически любым фильмом. «Я вообще начал гримировать потому, что меня волновали женские образы, созданные великими актрисами прошлого. Это своего рода культовые личности, которые создавали воздух времени, образ эпохи. Я и любую сегодняшнюю фотомодель подгоняю под такие образы. Даже если это получается не так чувственно и не так изысканно, как в том знаменитом кадре из фильма «Летят журавли», когда Татьяна Самойлова смотрит в облака и в ее взгляде отражаются вода и лес…»





Кадр из фильма "Летят журавли"







«Фильмы меня сильно воспитывали. Тарковского, уже запрещенного, мы смотрели на закрытых показах. Я был в шоке, сидел, не понимал, что это. И «Дворянское гнездо» произвело ошеломляющее впечатление.




кадр из фильма "Дворянское гнездо"



Как выяснилось позже, художником там был Хамдамов. Позже мы работали вместе. Волна ретро, накрывшая западный мир в конце 70-х, до меня дошла через кино. Я не видел «Великого Гэтсби» с Редфордом и Миа Фэрроу, но зато посмотрел «Конформиста» Бертолуччи. Ага! Какие там женские типажи? Молодая Стефания Сандрелли.




кадр из фильма "Конформист"


Стиль переломлен в ракурсе гомосексуальных отношений: слабый Трентиньян и сильная героиня.
Потом - «Гибель богов» Висконти.




кадр из фильма "Гибель богов"

 Тоже впитывал - и стиль и отношения. Все это откладывается, все тебя формирует. И это не просто сюси-масюси - журнал мод полистать. Как правильно говорит Алла Демидова, мода - это неинтересно, это такой проходящий вариант. Бесполое занятие или для мужчин без яиц, или для женщины вот с такими яйцами. Судьбы - вот что главное», - рассказывал Лева.





Усилиями известной актрисы Аллы Демидовой в "Галерее Нащекина" в декабре 2007 года прошла выставка, посвященная Льву Новикову. «Однажды я перебирала свои фотографии, которые делал Лёва. Было видно, что это делал художник. Потом я подумала – хорошо бы организовать выставку, но при жизни Левы. С другой стороны, мы же не манкурты, чтобы все забывать и ничего не помнить. Поэтому я предложила Наталье Рюриковой устроить такую выставку. Она зажглась идеей. Очень многие друзья откликнулись: Рустам Хамдамов, Ариэлла Сэф… Это и понятно – не любить Лёву было невозможно".






"Меня с Лёвой познакомил Роман Виктюк, когда мы делали «Федру», - рассказывала Алла Демидова, - Тогда он предложил необычный грим, который и стал визитной карточкой спектакля. При встрече с Лёвой я поняла, что передо мной очень талантливый, очень светлый и добрый человек. Причем, из тех приезжих завоевателей Москвы, которые своей энергией и талантом изначально утирают нос москвичам и идут дальше. В некоторых есть агрессия – достичь, перепрыгнуть и пойти дальше. А в других добрая энергетика таланта ведет их сама. Лева был из таких. Я это сразу поняла. Таким же был Сережа Параджанов, такой есть Рустам Хамдамов. Это все люди открытые, с щедрой душой».

И еще немного фотографий – созданных им образов для показов мод (модели одежды Игоря Чапурина, с которым Лева много лет сотрудничал).







Лёва был очень талантливой, яркой личностью. То, что о нем многие из вас не слышали – это часть русской ментальности, поскольку в России на слуху другие имена. И это очень жаль...





"Этапы творческого пути" взяты в ЖЖ "Галереи Нащокина"

Много теплых слов о Леве на сайте Аллы Демидовой 

Фото Е. Ксенофонтовой http://ksenofontova.ru/photo/album.php?sid=3&aid=8


И моя огромная благодарность Галине Прокофьевой, потрясающему конструктору одежды, за предоставленные мне для этого поста фотографии! Несмотря на то, что Лёва делал большое количество фотосессий актрис и певиц - в интернете отыскались только крупицы. Так что, Галечка, огромное тебе спасибо!


1 комментарий:

  1. Ирина, а почему этого чудесного поста нет в ЖЖ???
    Это ж какой талантище!!!
    А я тоже не знала это имя, только восхищалась его работой!!!
    Служанок не могу забыть до сих пор!!!

    Спасибо огромное за пост.

    Только тут комменты сложно осталвять, они почему то не с первого раза пишутся.

    ОтветитьУдалить