понедельник, 18 февраля 2013 г.

Костюм, как художественный образ. Фильм "Честная куртизанка".

Спасибо за то, что дополнили мой список кинокартин, снятых в Венеции, и за то, что посоветовали посмотреть фильм «Честная куртизанка». Не скажу, что мне понравился сам фильм, но еще в титрах я прочитала, что художник по костюмам - Габриэлла Пескуччи, а значит, как минимум, удовольствие от костюмов мне гарантировано. Так оно и получилось, а еще Габриэлла заставила меня задуматься на тему: «что такое талантливая стилизация эпохи».





Пескуччи — одна из самых востребованных и известных голливудских художников по костюмам, я о ней уже не раз писала. Габриэлла, как и все известные мне итальянские художники по костюмам (а она итальянка по рождению и получила образование в Италии), отличается прекрасным знанием истории костюма и виртуозной работой с фактурами. Я уже восторгалась этим ее талантом в моем маленьком посте — анонсе про сериал «Борджиа».



промофото к сериалу "Борджиа"

Если того хочет режиссер, то Пескуччи может делать костюмы, неотличимые от подлинных, в этом можно убедиться, посмотрев фильм «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе. За эту потрясающую работу художник была награждена Оскаром.




костюмы из фильма "Эпоха невинности"

Фильм «Честная куртизанка» неаутентичен. Слабо соответствуют эпохе прически, лица, пластика актеров. В том числе и костюмы. Очевидно, что именно такой и была задача, поставленная перед создателями фильма: рассказать историю языком, доступным современникам.




кадр из фильма "Честная куртизанка"

Тем не менее, вся эта стилизация не лезет в глаза, не раздражает и не напрягает. Если вы — не специалист в области костюма времен итальянского ренессанса, то даже и не заметите подмены. Вспомним другие кинокартины, где желание «осовременить», делало фильм плоским. Почему же не произошло этого с «Честной куртизанкой»? Потому что здесь все сделано талантливо и со вкусом.




кадр из фильма "Честная куртизанка"

Поговорим о костюмах главной героини.

До нас дошло немало информации, как выглядели знаменитые венецианские куртизанки «высшего класса», которых называли «честными куртизанками» или cortigiane oneste. Конец XVI века оставил нам в наследство огромное количество полотен, среди которых — портреты знатных дам и тех самых куртизанок.



Portrait of a woman with lapdog, 1570s, Veronese. Обратите внимание на очень низкое декольте у лифа.


А вот так изображали "честных куртизанок": 




Domenico Robusti, c 1590s Portrait of a Courtesan Venice. Действие фильма начинается в 1583 году, а значит, именно так могла одеваться его героиня Вероника Франко.

А вот портрет настоящей Вероники Франко, о ней вы можете почитать в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Франко,_Вероника



Veronica Franco. Portrait by Tintoretto (?), ca. 1575

Венецианцы времен Ренессанса одевались не так, как жители других итальянских городов.
Когда-то Венеция была главным городом Венецианской республики, долгое время находившейся под контролем Византии, портом на Адриатическом море, через который проходили торговые пути в восточные страны. Фернан Бродель писал: «так росла Венеция, потому что её кормили рынки, слабеющая Византия, которой она навязала свои услуги... После нейтрализации Генуи в 1381 году, Венеция становится госпожой торговли на Востоке, то есть международной торговли той эпохи».




кадр из фильма "Честная куртизанка"

Отсюда, удивительная архитектура и изумительные ткани (роскошные узорчатые бархаты, парча, расшитая камнями и жемчугом отделка) в дизайне которых явственно чувствуется восточное или византийское влияние.




Domenico Robusti Tintoretto Portrait of a Lady in White Private Collection ca. 1580


Женские платья конца XVI века были тяжелыми, статичными. Несмотря на то, что венецианки не шли на поводу у испанской моды и не носили сжимающие грудь корсеты и металлические обручи под юбками, все равно, в их костюме присутствовали лиф, натянутый на венецианский металлический корсе и пышные юбки в пол. Лиф не повторял формы тела, а создавал искусственный футляр для него. Из-за этого дамы казались крупнее, чем были на самом деле. (Источник: М.Н. Мерцалова "Костюм разных времен и народов. Том 1)




Giovanni Antonio Fasolo, before 1572 Portrait of a Venetian Noblewoman at the age of 18 Mänttä (Finland), The Gösta Serlachius Museum of Fine Arts.




Steel corset, from the second part of the 16th century. Museo Stibbert, Florence (http://aneafiles.webs.com/renaissancegallery/stays.html). Он неидеально соответствует венецианской моде конца XVI века, но суть металлического корсе именно такая.

Вот такую конструкцию обшивали тканью и надевали поверх нижней рубашки.



Paolo Caliari Veronese. Portrait of a Woman Holding Gloves. National Gallery of Ireland, Dublin ca. 1560


Я уже выше обратила ваше внимание на то, что лиф конца XVI века имел очень низкое декольте.
Нечто белое, воздушное с воротником - это верх нижней сорочки. Как правило, ее и манжеты платья отделывали уникальным венецианским кружевом.



Francesco Montemezzano. Portrait of a Venetian Lady. Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden, Germany ca. 1600



кадр из фильма "Честная куртизанка"

Но вот баски не было. Возможно, ее появление на платьях в фильме продиктовано неудобством длинного угла корсета. И нижняя сорочка была всегда, но она тоже помешала бы художественному решению костюма.

Венецианки очень любили обувь Zoccoli (от итальянского слова Zocco, то есть пень или деревянный брусок), увеличивающую их рост и делающую фигуры еще более монументальными.



Velvet, wood and leather pianelle with gilded silver braid and bobbin lace, Venice, Italy, about 1600. (http://www.vam.ac.uk/content/articles/r/clothing-and-jewellery/)

Куртизанки пошли еще дальше (или выше) — их котурны (английский вариант Chopine) имели высокую платформу, иногда доходящую  до 70 см в высоту, в которых часто невозможно было передвигаться самостоятельно.


 


Venetian Woodcut showing a courtesan.


Fashion History of Shoes 

These undated chopines were worn by women in the 16th century according to artwork of the time.



кадр из фильма "Честная куртизанка"



кадр из фильма "Честная куртизанка"


Если бы в фильме все было воспроизведено аутентично, мы бы с вами лишились  активного действия, поскольку, ни бегать, ни скакать на лошади, ни фехтовать главная героиня в таких платьях не смогла бы. И не получилось бы раскрыть характер героини — женщины живой, активной, умной, страстной, отважной.




кадр из фильма "Честная куртизанка"



Этот костюм из фильма базируется на подлинной одежде куртизанок той поры:



Venetian Woman with Moveable Skirt, late 16th century Italian school engraving

К тому же, Пескуччи необходимо было показать в костюме героини ее преображение из простой горожанки в дорогую проститутку.

В начале фильма мы видим на Веронике целомудренные, закрытые почти под горло платья, сшитые из простых тканей с незамысловатой отделкой.



кадр из фильма "Честная куртизанка"

Потом - откровенные наряды из шелка, расшитые золотой нитью, жемчугом и драгоценными камнями.




кадр из фильма "Честная куртизанка"

В конце фильма, грубая ткань и глухой фасон платья ясно дают нам понять о сложном положении героини.




кадр из фильма "Честная куртизанка"

Через легкие ткани, чаще, нежных, пастельных цветов, Габриэлла Пескуччи показала нам хрупкость и изящество Вероники. Развевающиеся легкие, длинные рукава придают ей воздушность и эфемерность.




кадр из фильма "Честная куртизанка"

Эти фактуры особенно эффектно смотрятся рядом с грубыми, тяжелыми текстурами мужских костюмов, как правило, темных оттенков. Героиня похожа на нежную бабочку-однодневку, стрекозу с переливающимися крылышками, залетевшую в темноту сырого палаццо.






кадр из фильма "Честная куртизанка"

Условность и образность костюмов смотрится художественно-совершенно за счет «коронного приема» Пескуччи — сочетания в одном платье большого количества различных отделок и сложной цветовой нюансировки. Поэтому, костюмы выглядят объемными и живыми, а не плоским новоделом, как в фильмах «Еще одна из рода Болейн» и «Тюдоры». В оправдание других художников по костюмам скажу, что такой талант дан далеко не всем. Чаще всего, им отличаются именно итальянские дизайнеры, видимо, в силу того, что перед их глазами всегда находятся примеры, достойные для подражания: красивые фактуры средневековых городов и ренессансные фрески и картины.

Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на http://la-gatta-ciara.livejournal.com/

Ссылки:

скачать фильм http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3171923

http://en.wikipedia.org/wiki/Chopine

http://webspace.webring.com/people/lo/oonaghsown/curves/my_venetian_ruffs_images.htm  

http://en.wikipedia.org/wiki/Metal_corset

портреты венецианок 16 века http://starlightmasquerade.com/PortraitGallery/Closed-Bodice-Venetian/inspirationvenetianclosedbodice.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий