воскресенье, 5 ноября 2017 г.

Печатные перчатки времен Ампира.

Как известно, мода никогда не стоит на месте. Какие-то ее изобретения входят в историю и становятся известны всем, а что-то оседает в музеях, вызывая у посетителей удивление. Например, многие ли из вас знают о том, что в конце 18-го - начале 19 века были очень популярны перчатки с напечатанным рисунком?


Womens Gloves, 1941-86-4-a,b, 18001820

Women's gloves. 1820 - 1825. Probably Spanish http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-womens-gloves-122887




Музейные источники говорят, что мода на них пришла из Испании (бывшей главным поставщиком этих аксессуаров) и быстро распространилась по всей Европе.




Пасторальная сцена.
Woman's Gloves. Possibly made in Spain, Europe. c. 1795 © 2017 Philadelphia Museum of Art
http://www.philamuseum.org/collections/permanent/40575.html?mulR=2000909603%7C25




Pair of men's gloves. French late 18th century http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-mens-gloves-46542


Такие "перчатки с картинками" чаще всего служили сувениром. Их дарили хозяева своим гостям (такой обычай существовал с 17-го века), их мог презентовать джентльмен даме (перчатки были одним из немногих уместных подарков женщине, которая не являлась его супругой),




Pair of women's kid gloves. Spanish About 1830 (? - на даме изображено платье более раннее по стилю). http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-womens-gloves-123053


их заказывали в связи с каким-нибудь важным и памятным событием.

Для нанесения рисунка на кожу применялась техника глубокой печати. Одна и та же гравировальная пластина использовалась для различных деталей кроя, в том числе, мелких.




Pair of women's printed kid gloves, 1800-25 MFA


Разумеется, самым популярными мотивами того времени были изображения и орнамент в античном стиле. Купидоны и Венеры, напечатанные на перчатках, говорили о чувствах дарителя.




"Венера и три грации". Женские перчатки. Испания. 1800-1820 http://collections.vam.ac.uk/item/O120114/gloves-unknown/


Также были популярны перчатки с помпейским орнаментом.




Pair of women's gloves. Spanish, late 18th or early 19th century. http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-womens-gloves-46501




Фрагмент мозаики из Помпеи


Напоминаю, что в 1808 - 1814 гг при Мюрате велись активные раскопки Помпеи, усилившие моду на неоклассицизм.




Pair of women's gloves. Probably Spanish 1790–1810 http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-womens-gloves-122904




Pair of women's kid gloves.Spanish. 1825–50 http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-womens-kid-gloves-122914


И Купидоны, и Венеры были родом из античности




Купидон. Настенная роспись помпейского дома


26.56.114

gloves, early 19th century, leather, spanish https://www.metmuseum.org/art/collection/search/84184?rpp=60&pg=46&rndkey=20120307&ft=*&when=A.D.+1800-1900&what=Costume&pos=2747




Менада и Купидон. Фрагмент росписи помпейского дома. Национальный археологический музей Неаполя


Любовь к древне-римскому стилю проявилась и в стиле женской одежды - дамы одевались в длинные платья с завышенной талией, кутались в шали, носили множество браслетов и камей.




Модная картинка 19-го века


Иногда браслеты и камеи изображались на перчатках




Early 19th C. Her evening gloves were left behind at a ball, then found and kept in a drawer by a secret admirer.




Такие "оперные перчатки" (максимально длинные) постоянно сползали, поэтому на многих изображениях того времени можно увидеть дам, поправляющих перчатки. Видимо, со временем у них вырабатывалась какая-то особенная гибкость)


Во многих музеях костюма мира можно увидеть перчатки, изготовленные в Барселоне фирмой "FELIX TORRUELLA BARCELONA", существовавшей с начала 19 века до 1963 года.







Барселона была важным центром производства лайковых перчаток.





Особое внимание привлекают перчатки "в ромбик".




Pair of gloves. Spanish late 18th century http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-gloves-46549


Ромбы, с вписанными в них человечками, зверьками, птицами и цветами, напоминают старинное оформление римских церквей.




1800-1810 гг, Испания, Музей Метрополитен


 

Santa Costanza, Rome. More of the original 4th century mosaics in the Ambulatory vaults.


А вот похожих гротескных человечков можно увидеть на гравюрах французского художника 17-го века Жака Калло (дальнего родственника основательниц модного парижского дома "Сестры Калло").




Фрагмент перчатки




Гравюра Жана Калло из серии "Горбуны"


Жак Калло родился и умер в Нанси (1592-1635), но получил образование в Риме и Флоренции, где изучал искусство гравировки и работал при дворе Медичи. Человечки на перчатках напоминают серию гравюр Калло "Горбуны" ("The Gobbi").




Гравюра Жана Калло из серии "Горбуны"


"Они выступали в Италии при дворе Медичи, когда Калло там работал. Карлики считались забавными, труппа, танцующая и поющая, была большой новинкой в 17 веке" - пишут на сайте музея Виктории и Альберта.
В первой половине девятнадцатого века вышли первые монографии художника и каталоги его работ, и он вдруг стал очень популярен - стали выпускать статуэтки по мотивам "Горбунов", странные человечки в стиле Калло украсили женские перчатки.






Woman's glove Spanish Barcelona, Felix Torruella 1790–1810 http://www.mfa.org/collections/object/womans-glove-123075


Античные мотивы и ренессансные горбуны - это еще как-то понятно, а вот почему среди печатных перчаток 18-го и 19-го века часто попадаются лайковые перчатки с портретом маркиза де Ла Файета?




Gloves 1824, American, Made of leather https://www.metmuseum.org/art/collection/search/156401?rpp=20&pg=404&rndkey=20130317&ft=*&deptids=8&when=A.D.+1800-1900&pos=8073


Потому что этот персонаж был очень популярен в Америке, поскольку французский маркиз был героем американской войны за независимость.




1824 leather gloves, French. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/81100


Американцы любили его и за его роль в войне, и за помощь после войны в налаживании дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Францией.




Glove, ladies, with portrait of Lafayette


Кроме того, он был другом и наставником Джорджа Вашингтона. Триумфальное возвращение Ла Файета в Америку в 1824 году вдохновило производство сувениров с его изображением. Дело доходило до курьезов: на одном из американских приемов одна дама протянула маркизу для поцелуя руку в перчатке с его портретом. "Пробормотав несколько слов о том, что он не хотел бы целовать себя, маркиз очень низко поклонился, и дама прошла дальше".





Да, 19 век умел рассказать через модные аксессуары целые истории!


Комментариев нет:

Отправить комментарий