Выхода фильма "Тюльпанная лихорадка" я ждала два года. Привлекали меня в нем две вещи: тема (Голландия, 17 век) и художник по костюмам Майкл О'Коннор. На мой взгляд, сегодня он лучший в профессии. В интернете попалось интервью Майкла, где он рассказывает о своей работе над "Тюльпанной лихорадкой" - я перевела для вас основные его части и немного их структурировала.
Michael O’Connor behind the scenes with actor David Harewood.
"Я начал работу над фильмом со встречи с художником - постановщиком и изучения изображений того времени. Замечательно, что это был Золотой век Амстердама, со всеми его великими художниками, от Франса Халса до Антониса ван Дейка.
Portret van een stel in een landschap, waarschijnlijk Isaac Abrahamsz Massa (1586-1643) en Beatrix van der Laen (1592-1639), Frans Hals, 1622
В то время там творили тысячи живописцев, так что осталось огромное количество материала. Мы нашли много референсов, и составили из них доски настроения. После этого я сделал наброски.
У нас было два с половиной месяца подготовки, но и во время съемок мы продолжали делать костюмы. Со мной работали пара помощников, костюм-супервизор и от 20 до 25 костюмеров. У нас было помещение с закройщиком, который делал образцы, и 8 портных. Также мы размещали заказы в театральных ателье, которые шили костюмы по моим эскизам, а также у надомников по всему миру, которые делали полотно для воротников-рафов и манжет.
Я никогда не считал, но уверен, что мы сделали около 50 костюмов для главных персонажей, 25 костюмов для монахинь и 35 для девочек-сирот.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"И, вероятно, 500 костюмов для массовки.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка". На фото бывшая девушка принца актриса и модель Гарри Крессида Бонас
Женский лиф XVII века из коллекции музея Abegg-Stiftung (Швейцария)
София
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
В основе стиля Софии после ее замужества лежит типичная голландская мода, поскольку ее одевает муж.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Woman Tearing a Letter, by Dirck Hals
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
1641 Johannes Cornelisz Verspronck (Dutch Golden Age, ca 1597-1660) ~ Detail of Portrait of a Woman
Portrait of a young woman by Cornelis van der Voort
В ходе развития сюжета, одежда героини становится более открытой: уходят огромные воротники и головные уборы, платья выглядят менее строгими и массивными.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
В конце фильма мы видим ее в простом лифе, более скромном костюме.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Воротники - рафы и черный цвет.
Корнелис и София - это богатые торговцы - протестанты. Отсюда много черного цвета и большие воротники-рафы. Эти воротники - мои любимцы. В свое время такой воротник демонстрировал богатство владельца.
Moreelse, Paulus Johanna Martens 1625
Их чистка и накрахмаливание представляли собой сложный процесс, поэтому для этого воротники отдавали специалистам - когда-то в Амстердаме это была целая огромная индустрия.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Я встречался с некоторыми старыми коллегами из The School of Historical Dress, которые ведут занятия по изготовлению воротников-рафов. Создание их - красивый обучающий процесс. Мы отправляли воротники в крахмальную комнату, чтобы они принимали свою форму, и рафы возвращались жесткие, как торт. Надевая их, вы чувствуете, как переноситесь в то время.
Основа для воротника-рафа. Фото с фейсбука The School of Historical Dress https://www.facebook.com/theschoolofhistoricaldress/
Старинный воротник из коллекции Школы. Фото из интернета
Можно подумать, что муж одет в простую черную одежду, но, на самом деле, его черный камзол сшит из фактурной, часто прорезной ткани, чтобы была видна розовая подкладка.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Ткань черного цвета [в те времена] была признаком богатства.
Nicolaes Eliasz Pickenoy, Portrait of a man, 1628
Окрас ткани в черный цвет был дорогим и сложным процессом, состоящим из трех этапов [Прим. мое: тогда использовали природные красители, например, кору дуба, которыми было трудно добиться глубины цвета. К тому же, важно было правильно закрепить краску, чтобы она не линяла и не выгорала на свету]
Дейк, Антонис ван (1599 - 1641) - Портрет аристократа с сыном
Еще мне нравилось добавлять в костюм розовый и оранжевый, которые хорошо дополняют черный цвет.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Вышивка Blackwork.
В фильме есть сцена, в которой Корнелис и София носят льняные ночные сорочки с вышивкой тюльпанами.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Сделать такую вышивку для меня было важно, потому что стиль вышивки, используемый на их белье, называется Blackwork.
1580-1600 embroidered shirt (Эту подлинную сорочку и ее вышивку можно подробнее разглядеть в этом альбоме https://www.flickr.com/photos/yourwardrobeunlockd/albums/72157626217333200/with/5506844004/)
Если вы внимательно посмотрите на старые портреты, то увидите кусочек белья, торчащего из выреза платья или камзола, украшенные этой вышивкой.
Cornelis (I) Jonson van Ceulen, Nederlands. Maria de Fraeye (1605–1682), echtgenote van Willem Thielen 1634
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка". На этом фото из фильма на героине надет нижний чепчик, вышитый в технике blackwork
The Lace-Maker', 1662 by Caspar Netscher. На кружевнице - чепчик, вышитый в технике blackwork
Работа на историческом фильме включает в себя проработку множества деталей и вложение большого труда. Вы должны изучить все: начиная от цвета ниток, заканчивая размером петель, крючков и стежков. Вы постоянно пробуете на вес ткани, чтобы понять, годятся ли они для драпировки. И эти ткани очень трудоемкие в изготовлении, а потому, дорогие.
Фото с фейсбука Tessitura Artigiana Giuseppe Gaggioli Zoagli. Показан процесс примерки костюма, выполненного из специально сотканной для фильма ткани по старинному образцу.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Мы работали с дилером из Турции, у которого купили много тканей и ювелирных изделий, а также с сапожниками из Италии. Мы также арендовали некоторые костюмы в Испании и Италии, поскольку у нас каждый день снималась большая толпа.
Я всегда стараюсь на все 100 процентов, но это довольно сложно. И всегда критикую свою работу, сомневаясь: "Может, это было длиннее или короче? Меньше или больше?". В целом, это интересно, и остальная часть команды действительно ахала: "Вау, потрясающе!". Автор "Тюльпанной лихорадки" Дебора Моггч снималась в массовке, и было лестно слышать, как она говорит "Они выглядят замечательно!". Я был очень рад.
Автор "Тюльпанной лихорадки" Дебора Моггч на съемочной площадке (ей завязывают воротник)
Мне нравилось делать одежду для персонажей Холлидей Грейнджер и Джека О'Коннела.
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Кадр из фильма "Тюльпанная лихорадка"
Это удовольствие - делать исторические вещи, ты словно немного вживаешься в прошлое.
источник
Еще немного про другую работу Майкла О'Коннора:
Художник по костюмам Майкл О'Коннор. Платья Джейн Эйр. https://mybloggattaciara.blogspot.ru/2017/10/blog-post.html
Мужское нижнее белье в кино: рубашки мистера Рочестера и панталоны мистера Дарси https://mybloggattaciara.blogspot.ru/2013/03/blog-post_53.html
500 человек массовки!
ОтветитьУдалитьне представить, как возможно столько людей одеть в исторический костюм, каждый раз поражаюсь. удивительная профессия всё же.
фильм не смотрела, спасибо за рассказ. буду иметь в виду, чем можно порадовать себя и с эстетической точки зрения.
Ну, 500 - это еще не много) Тяжело первые дни, потом привыкаешь руководить одеванием такой толпы, где каждому надо все индивидуально подобрать и, увы, выслушать, что люди из массовки об этом думают. Именно эти комментарии - "мне не идет", "такое не носили" (от малограмотной массовки) меня выматывали больше всего.
УдалитьМайкл очень крут, дай Бог ему хороших проектов с отличными режиссерами!)