вторник, 29 августа 2017 г.

Художник по костюмам Наталья Дзюбенко.

Среди современных российских художников по костюмам Наталья Дзюбенко занимает особенное место. Наше кино сейчас находится в очень сложном положении, костюмных, больших проектов снимается мало, но если все-таки такой фильм запускается, то Наташа стоит одной из первых в продюсерском списке, поскольку, всем известно: если художником по костюмам будет Дзюбенко - костюмы будут умопомрачительно красивыми!






Избранная фильмография:

"Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" реж. С. Соловьев
"12" реж. Н. Михалков
"Царь" реж. П. Лунгин
"Достоевский" реж. В. Хотиненко





"1612" реж. В. Хотиненко
"Анна Каренина" реж. С. Соловьев





"Книга мастеров" реж. В. Соколовский





Поскольку я лично знакома с Натальей, отношусь к ее работе с нескрываемым восхищением, то уговорила дать мне интервью специально для вас!


"О профессии".


"Художником по костюмам я стала абсолютно случайно. После московской средней художественной школы надо было куда-то поступать. Я влюбилась, и знала, что этот парень должен был  учиться во ВГИКе, поэтому пошла из-за него во ВГИК. В тот год только открыли курс "художник по костюмам" и экзамены принимала Ольга Семеновна Кручинина, выдающийся художник. Никакого понимания, что это за профессия, у меня тогда не было, но девочек не брали на художников-постановщиков. В течении года я хотела перевестись на постановочный факультет, но потом меня затянуло. И все равно, до пятого курса я не очень понимала, в чем суть этой профессии. Кто-то рассказал про меня Кире Муратовой, и она пришла во ВГИК и попросила меня показать свои работы. А я даже не знала, кто такая Кира Муратова! Фильм назывался "Среди серых камней", так я в первый раз попала в кино.


 

Кадры из фильма "Среди серых камней"

 Это был такой мощный толчок, меня стимулировало то, что я очень боялась опозориться. Потом я познакомилась с Рустамом Хамдамовым, который показал мне как надо фантазировать. И это было прекрасно, потому что Одесская киностудия (там снимался фильм "Среди серых камней") страшно нищая. Мы брали для картины костюмы в Кишиневе, в Питере, лазили с Кирой Муратовой по чердакам в Одессе, и то, что Хамдамов показал мне, как можно набросить тряпку, и она становится произведением искусства - это было уроком на всю жизнь. Потому что я поняла: костюм можно сделать из всего. Конечно, кино и режиссер диктуют, но художник всегда может выбрать свой стиль и чем он неожиданнее, тем лучше.
Работать на картине было очень интересно, хотя и сложно. Я только концу съемок в Одессе поняла, где находится море, такая была отчаянность!

"Борис Годунов" с Лидией Юрьевной Нови - это мое второе глубокое погружение в профессию, которое до сих пор дает мне и силы, и понимание.




Кадр из фильма "Борис Годунов".


Лидия Юрьевна была очень строгим человеком и прекрасным организатором. Подготовка к картине длилась 1,5 - 2 года, но тогда не было компьютеров, все искалось по библиотекам и музеям. Но зато база была на Мосфильме, все под боком: и окраска тканей, и пошив. Тем не менее, мы работали с утра до ночи. Мы сами разрабатывали ткани, сидели вместе с вышивальщицами, красильщицами. Меня этот проект очень многому научил: пониманию цветовой гаммы, силуэта, многому. Конечно, всему этому учили во ВГИКе, но на практике все оказалось по-другому.




Кадр из фильма "Борис Годунов".


О фильме "1612".


Когда мы с Сережей Стручевым вместе начинали проект "1612" (у нас было три месяца подготовки), то первое, что я попробовала сделать, это разработать сцены по цвету.


 


Не было времени сделать нормальные эскизы: делала наброски по цвету, силуэту и все.
В фильме должны были быть просто группы.





Группы поляков, определенные по силуэту и по цвету, группы русских, определенные по силуэту и по цвету, "расшивы"  (это бандиты - разбойники), они должны были быть наиболее колоритные и разнообразные, и когда эти группы правильно угаданы, то оттуда вычленяется герой, который в этой концепции и выстраивается: в цветовой, колористической и фактурной.




"расшивы"


Поскольку сценарий дописывался до последнего дня, до запуска, то актеру Михаилу Жебровскому (польский гетман Кибовский), которому предполагалось по сценарию 5 костюмов, мы их сшили 12, а снялись 10.








Костюм Ксении развивался таким образом: русский, походный, польский. Сначала их гамма достаточно спокойная, потом - яркая вспышка, а за этим загасание.









Мне показалось, что в сцене со скоморохами Ксения должна была выглядеть, как сошедшая с парадного портрета (дамы на них выглядели очень богато).





И я сшила ей роскошное платье с огромным золотым воротником из кусочков ткани с эйзенштейновской картины (они сохранились у меня с тех пор, когда на студии их выбрасывали).





Поскольку снимали сцены не последовательно, режиссер не сразу понял мою идею, решил, что платье чересчур нарядное, но потом, при монтаже, оценил задумку.







Польские гусары - это отдельная история.





Как сделать 50 комплектов за 3 месяца - было непонятно. Я поехала в Измайлово, купила крыло фазана за 200 долларов и поняла, что никакая смета это не потянет, к тому же, перья фазана все разные, это нам не подходит. Мы позвонили Майклу О'Коннору (моё примечание: художник по костюмам, работавший с ассистенткой Наташи Асель Шалабаевой на фильме "Кочевник". Майкл же делал костюмы к фильмам "Герцогиня", "Джен Эйр" и "Гарри Поттер и тайная комната"), и он нам выслал адрес ребят - англичан, которые делали доспехи. Они согласились. В Лондоне за 3 дня нашли доспех, сделали форму для литья, через 1,5 месяца мы получили все комплекты!
В "Книге мастеров" каменные доспехи делал потрясающий специалист Олег Седловский. И сделаны они из кожи. Те английские ребята, что делали нам доспехи польских рыцарей, звали его к себе, но он не поехал (Олег делал доспехи для "Тараса Бульбы", "Сергея Радонежского" и других фильмов).




кадр из фильма "Книга мастеров"


Хочу вам показать немного фотографий платьев Каменной княжны из фильма "Книга мастеров". В фильме их, практически, не видно, а жаль, потому что эти костюмы не только красивы сами по себе, но в них через кружево, бархат, стеклярус  и другие материалы потрясающе передана структура камня.


 

фото костюма из архива Н. Дзюбенко




И. Апексимова в роли Каменной княжны в фильме "Книга мастеров".


 

фото костюма из архива Н. Дзюбенко





И. Апексимова в роли Каменной княжны в фильме "Книга мастеров".


 

фото костюма из архива Н. Дзюбенко




И. Апексимова в роли Каменной княжны в фильме "Книга мастеров".


 

фото костюма из архива Н. Дзюбенко


О фильме "Царь".

На "Царе" мне дали в помощницы художника Катю Дыминскую - прекрасного человека и художника.
Последняя сцена в "Царе" была, когда Ивана Грозного несут на носилках в вишневом саду. Она придумалась в ходе съемок. Встал вопрос: где взять костюм герою?





А у нас был такой кафтан, Катя его называла "дедушка-сказочник", весь богато расшитый, слишком роскошный, и мы его уже и не планировали надевать, и тут он нас очень выручил.





Еще мы сшили на Грозного золотую рубашку - была такая золотая, потрясающая, подлинная ткань, чудо какое-то! Мы ее покрасили, она стала похожа на древнюю. Был эпизод (его при монтаже вырезали), где Иван Грозный идет в народ как нищий. И вдруг, он лежит на палатях у Филиппа и следующая сцена - когда он в саду. Я говорю Кате: "должен быть взрыв", Катя говорит: "золотая рубашка". Не по-царски вроде - в одной рубашке сидит за столом, свой в доску, но рубашка - золотая. Это мне очень нравится, что она вовремя и на месте.







О сериале "Достоевский".

С Евгением Мироновым каждый день был, как сдача экзамена: потому что, если он не почувствует костюм, то и сниматься не будет.




Художник по костюмам Наталья Дзюбенко и актер Евгений Миронов на съемках фильма "Достоевский". Фото из архива Н. Дзюбенко.


У него в фильме много различных состояний, и, когда он погружается в одно, допустим, уже такое "старое" состояние, то не воспринимает на примерке костюма из "молодого". Например, я надеваю ему "старый" костюм - мы специально сделали ему и рукава тяжелее, подложили толщинки - и персонаж получился такой старенький.
А потом говорю: "Женя, давай мы тебе примерим костюм из сцены на Семеновском плацу, когда Достоевского якобы казнят", он отвечает: "Ну, давай". Я надеваю ему легкий сюртучок. Он говорит: "Ты что? Это какое-то платьишко!" Я говорю: "Да, Женя, но мне кажется…" - "Нет, я не буду это надевать, это какое-то платьишко!" Проходит 3 месяца. Наступает этот Семеновский плац. Я понимаю, что у меня ничего нет, кроме того сюртучка, уже отфактуренного. С ужасом иду к нему и говорю: "Женя, давай мы с тобой померяем этот сюртучок легонький" Женя сейчас в состоянии молодости, одевает и говорит: "Ой, какой легонький! Я в нем такой худенький!".











Сейчас для меня Женя Миронов - актер №1. Я пересекалась с Ульяновым, Смоктуновским, но их уже нет, единственная им замена - это Женя. Это удивительное сочетание гениальности и человеческих качеств. Ответственность, работоспособность - я таких не видела.


Про театральное ателье.


Это было в 2004 году. Идея возникла вполне естественно, как продолжение профессии. Тогда все распадалось, и было непонятно - чего шить, где шить... И появились единомышленники, с которыми я была знакома в силу своей профессии, хотя все они работали  в таких приличных местах - Мосфильм, киностудия имени Горького, но тогда там были маленькие зарплаты.




все фотографии ателье сделаны







Но и мы не могли им предложить большие зарплаты. Нас тогда никто не знал, мы только начинали в 225 комнате на ЦНФ. Первой пришла закройщица Наташа Волкова. Причем, она ушла с той работы, которая предполагала какую-то стабильность. Потом пришла Надежда Генриховна Сигниенко, легендарный закройщик с Киностудии имени Горького. Она даже не закройщик, она, действительно, художник. И Наташа Волкова и Надежда Генриховна - это суперпрофессионалы, показательно одно то, как художники к ним относятся. А многие художники им настолько доверяют, что оставляют эскиз - делайте, как хотите. И Надежда Генриховна сделает так, что это будет даже выше ваших предположений! А характер у нее - если ей не понравится пуговичка или тесемочка, то она скажет: "Наташа, я не буду шить до тех пор, пока ты не привезешь другую пуговичку или тесемочку!". Если она твоё платье делает с такой ответственностью - как ты его можешь делать по-другому?!





Надежда Генриховна привела своих прекрасных мастеров, в том числе, Виталия Халина, мужского закройщика. В общем, люди приходили и оставались. Сложился коллектив, который стал жить одним дыханием, мы все стали одной семьей. И это приятно!
Ну а потом мы переехали сюда, на Арбат, и стали расширяться, развиваться".







Работы ателье:




















От себя еще хочу добавить, что при театральном ателье существует прокат костюмов. Если вам что-то нужно - сшить или арендовать, советую звонить по телефонам, указанным на сайте ателье и уточнять. Сайт http://www.artparty-costumes.ru/ru






фото





Послесловие))
Я уже давно взяла это интервью, но по разным причинам, не могла сделать пост.
И очень рада, что, наконец, познакомила вас с Наташей Дзюбенко, ведь она именно тот человек и художник, о котором нужно рассказывать! Помимо того, что Наталья, без преувеличения, прекрасный художник, она еще и очень милый, добрый, отзывчивый человек, каких мало!


Спасибо за фотографии и компанию!

Мои посты про других отечественных художнииков по костюмам читайте по тэгу "российские художники по костюмам".

Комментариев нет:

Отправить комментарий