четверг, 19 сентября 2013 г.

Микромозаика XIX века: "Из Италии с любовью!"

Большую часть своей жизни я прожила в убеждении, что меня не интересуют ювелирные украшения. Оказывается, это современные серьги - кулоны оставляют меня равнодушной, а вот старинные... Во время сбора материала для поста "Любовь к камеям времен ампира" мне часто попадались фотографии изящных украшений с микромозаикой. XIX век вообще очень славен его пристрастием к античным образцам: помимо камей, чугунных украшений, дамы того времени очень любили микромозаику, которую, как и кораллы, часто привозили из Италии в качестве сувенира.






Micromosaic suite ca. 1870 via The Museum of Fine Arts, Boston





Теплая, солнечная Италия всегда была очень популярна у хорошо обеспеченных европейцев и американцев.




Alexander Pavlovich Brullov (1798–1877) .Портрет двух подруг и фрейлин - графини Екатерины Артемьевны Воронцовой (1780-1836) и княжны Елены Михайловны Голицыной (1776-1856)


Лучшим же подарком из Италии для женщины, живущей в викторианскую эпоху, был браслет, брошь или серьги (а лучше - все вместе), сделанные в «археологическом стиле». Микромозаика - одно из направлений этого стиля.




GOLD AND MICRO MOSAIC BANGLE, 1860S. Decorated to the obverse with a central panel set with multi-coloured tesserae depicting a scene of Apollo driving his Chariot of The Sun, surrounded by the Hours, preceded by Aurora, after a fresco painted by Guido Reni circa 1612 at the Palazzo Pallavicini Rospigliosi in Rome, within a gold rope work border, the sides embellished with fine wire work and granulation, the reverse applied with 'ROMA' within annular rope work borders




он же, но покрупнее




Countess Széchenyi by Ferdinand Georg Waldmüller, 1828, Cleveland Museum of Art. Возможно, у барышни браслет с микромозаикой, вроде того, что ниже на фото






 Плюшар Е. Портрет графини Марии Алексеевны Олсуфьевой. 1838 г. Не исключено, что это тоже браслет с микромозаикой.




Bracelet, Italy, circa 1870






В период с 1800 по 1889 год итальянских ювелиров вдохновляли украшения, найденные при раскопках древнеримских, египетских, древнегреческих и этрусских захоронений, которые привели к возникновению неоклассицизма.  Для ювелирных изделий, выполненных в подобном стиле возник термин Archaeological Revival - «Археологическое возрождение».




"скромненькие" платье и украшения Каролины Бонапарт в античном стиле.


Раскопки в 1808—1814 годах в Помпеях велись еще при Мюрате, который в то время был королем Неаполитанского королевства. Они очень интересовали его жену (сестру Наполеона) Каролину.





Она даже предложила восстановить один из помпейских домов, а для своего дворца приказала вставить в столешницу реальную мозаику из Геркуланума в виде головы Медузы Горгоны.




Mosaico Gorgoneion trovato in casa di Pompei del Centenario


Видя такую слабость королевы к античности, ювелир Антонио Агуатти специально для Каролины создал комплект украшений (парюру) со вставленными в овалы мозаичными миниатюрами.





В конце XVIII века, он и Джакомо Раффаэлли разработали так называемую технику micromosaics, для которой делали мелкие детали из кусочков стекла. Некоторые микромозаики содержат более 5000 штук таких стеклышек на квадратный дюйм.




GOLD AND MICRO MOSAIC BANGLE, 1860S. Decorated to the obverse with a panel set with multi-coloured tesserae depicting a scene of the twin brothers Romulus and Remus, founders of Rome with their wolf mother on the banks of the Tiber River, between two reclining personifications of the River Tiber, to gold rope work borders, decorated to the reverse with a repeating rope and granulated gold work of octagonal design, measuring approximately 160mm


В этой технике выполнена и парюра, которую подарил Наполеон своей супруге Марии — Луизе.










Это колье не дает мне покоя тем, что оно очень похоже на украшение, изображенное на портрете все той же Каролины Мюрат - только микромозаика появилась на месте кабошонов... Отобрал у сестры? Заказал похожее?





Самое популярное изображение на микромозаках 19-го века - итальянские ландшафты и известные архитектурные памятники (как сегодня на открытках и магнитах).




Necklace Rome, Italy, ca. 1810, from the V&A's collections






















Necklace, ca. 1840-60, from the V&A's collections











Micromosaic Bracelet c.1830's Christie's



GOLD AND MICROMOSAIC HAIR ORNAMENT, FIRST HALF OF 19TH CENTURY.


Разумеется, везли из Ватикана и всевозможные крестики, украшенные микромозаикой.




Portrait of a Lady (? Mrs Edmund Peel) c.1856




Necklace,
Rome, Italy, 1820.  from the V&A's collections







A gold and turquoise micromosaic pendant, by Castellani, in the form of a cross, the square turquoise micromosaic plaques accented by Greek-alphabet letters, c.1870.


В конце XIX века изделия из микромозаики продавались в Италии уже на каждом углу, но и уровень их исполнения был разным: можно было купить дешевую кустарную брошку с надписью «Roma» в простой лавке, а можно — изящный браслет в очень модном ювелирном доме Castellani.
Сравните сами:








Изделия Кастеллани отличаются тонкостью исполнения и хорошим вкусом. Их сегодня можно купить на акционах за огромные деньги.






Именно Фортунато Пио Кастеллани (1794-1865) популяризировал в  стиль Archaeological Revival.





Благодаря успешному сотрудничеству с известным археологом Микеланджело Каэтани, Кастеллани вместе с двумя своими сыновьями, создавали украшения на античные темы, что принесло им всемирную популярность.




Exsquisite hinged 'Bulla' pendant in the archaeological revival style applied with rope work decoration and centering on a micro-mosaic image of a Dove representing the Holy Spirit, the reverse inscribed 'VIVAS IN DEO' within a wreath Castellani, Italy circa 1860


Они часто брали за образцы своих микро-мозаик раннехристианские, византийские и египетские мозаичные мотивы.




Брошь "Кастеллани" и ее прототип:




Mosaics in San Clemente, Rome





Pendant with bust of the Christ Pantokrator Rome, after 1855 Made by Castellani





Christ Pantokrator In the apse of San Clemente, Rome, 1200-1300 Mosaic


Ну а другие ювелиры делали мозаики с ангелочками



Etruscan Revival Gold and Enamel Pendant-Earrings centering oval matte turquoise enamel panels with cherubs, both accented with granulation, wrapped in polished gold slithering serpents, circa 1860.




Necklace Rome, Italy, early 19th century, from the V&A's collections







голубками, птичками...




SUITE OF GOLD AND MICROMOSAIC JEWELRY, FRENCH, CIRCA 1870





A 19TH CENTURY MICROMOSAIC DEMI-PARURE, circa 1870



A micro mosaic jewellery set, gold 750, gold-plated, French duty hallmark pre-1893, workmanship late 19th cent., consisting of: brooch and 2 ear pendants,28,5 g



A micromosaic bird motif bangle bracelet together with coordinating brooch and pendant/brooch, circa 1870 mounted in eighteen karat gold; bracelet diameter: 2 3/16in.; brooch length: 1 3/4in.; pendant brooch length: 3 1/8i


Еще одна, вполне "туристическая" тема - народный костюм и сцены из крестьянской жизни.








 




The Gilbert bracelet with the rest of the with matching brooch and earrings. Roman micromosaic jewelry, Italy, 1870




GOLD AND MICROMOSAIC BAR BROOCH, CIRCA 1860.



Earrings made in Rome, Italy, circa 1870, micromosaic and gold



GOLD AND MICROMOSAIC BROOCH, CIRCA 1870.




Ну и банальные цветочки






An early 19th century micromosaic plaque





Помните фразу: "новое - это хорошо забытое старое"? Доказательством тому - коллекция Dolce&Gabbana 2014.







Ссылки:

http://www.wartski.com/Highlights%202012%20Castellani%20Lion.html
http://www.vam.ac.uk/vastatic/microsites/hidden-treasures/html/mosaic_postcard.html
http://www.vam.ac.uk/vastatic/microsites/hidden-treasures/html/HT_19.html
http://bellezza-storia.livejournal.com/191995.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий