понедельник, 7 ноября 2011 г.

ЛЮБОВЬ К КАМЕЯМ ВРЕМЕН АМПИРА.

Хочу рассказать вам еще об одной детали, которая меня впечатлила в фильме «Бессмертная возлюбленная»: о камеях.
Такой, казалось бы, пустячок - тут колечко, там брошка, а как верно помогает все это точному восприятию эпохи!




Слева: кадр из фильма "Бессмертная возлюбленная", справа: музей Виктории и Альберта. Колье, Италия, 1800. Камеи вырезаны на раковинах и оправлены в золото.


Увлечение неоклассицизмом возникло в Европе в конце 18 века. Раскопки городов Геркуланум и Помпеи, влияние идей Руссо и Дидро – повлекло за собой моду на античность, на все греческое и римское. А в те далекие времена одним из самых популярных ювелирных изделий была камея. Её вырезали из различных полудрагоценных камней, чаще, из оникса или из агата, которые имеют различные слои контрастных цветов.
Мода на резные камеи усугубилась после итальянской кампании Наполеона в 1796 году.




So-called Great Cameo of France. Five-layered sardonyx cameo, Roman artwork, second quarter of the 1st century AD.

 При Наполеоне имперский псевдо - римский стиль особенно хорошо прижился, поскольку помогал Бонапарту подчеркнуть размах своих амбиций. Корона императора при коронации была украшена старинными камеями.



Crown of Napoleon, called "Crown of Charlemagne", made in France in the 19th century.

Камеи тут пришлись очень кстати. Рассказывают, что  после коронации Наполеона в декабре 1804 года в распоряжении его и Жозефины оказались ювелирные украшения, сохранившиеся от  французских королей, некоторую часть из которых они отдали переделать в «неоклассический» стиль.



1807 Joséphine wearing original cameo parure by Andrea Appiani (Châteaux de Malmaison et Bois-Préau, Malmaison France)

Жозефина имела прекрасную коллекцию подлинных античных камей, многие она получила в подарок от сестры мужа Каролины Мюрат.



Josephine Tiara Diadem with five cameos. French, about 1808





Carnelian Diadem
Diadem of enamelled gold set with cornelian intaglios
French, about 1808 Made for the Empress Josephine
Private collection on loan to the V&A



Эта диадема также принадлежала Жозефине (находится в Musee d'Art et d'Histoire, Palais Massena in Nice, France). Она вырезана из большой раковины, которую затем оправили в золото.

Не только Жозефина, но и все сестры Наполеона с удовольствием носили тиары с камеями.



Elisa Bonaparte  Grand Duchess of Tuscany by Pietro Benvenuti



Каролина и Элиза, сестры Наполеона.

Одну из подобных тиар вы могли видеть недавно на свадьбе шведской принцессы Виктории.



Эту тиару изготовили по заказу Жозефины для ее дочери Гортензии.


Дочь Жозефины Гортензия в знаменитой тиаре.

В 1805 году Journal des Dames писал, что камеи, старинные или современные, вырезанные из раковин, никогда раньше не были так модны: теперь "модные женщины носили камеи на поясах, камеи в ожерельях, камею в каждом браслете, камею в диадеме".
Да, часто на портретах можно увидеть одну, две или даже три камеи в качестве пряжки на поясе женского платья.



Жозефина



Кадр из фильма "Бессмертная возлюбленная"



Обратите внимание, на портрет Паолины Боргезе сестры Бонапарта (в центре и ниже) – у нее не только тиара с камеями, но и гребень, серьги, пряжки - броши.



Pauline Bonaparte, princesse Borghèse

Гребни - тиары с камеями:



Jacques-Louis David The Sisters Zénaïde and Charlotte Bonaparte (Zenaïde is the one in front) 1821





119928

Cameo parure 1820

Разумеется, были популярны кольца и браслеты с камеями, как показано в фильме.





Кольцо из собрания Музея Виктория и Альберта (Лондон) 1700-1800



Madame Regnault  Francois Gerard 1798 и браслет с серьгами фирмы Wedgwood

Во времена ампира дамы с удовольствием носили не только камеи, вырезанные на камне или раковине, но и сделанные из фарфора. С 1773 г.  фирма, по производству посуды Wedgwood стала производить «восковой бисквит».  Из него получались тончайшие рельефы, похожие на античные камеи: белые на голубом, сиреневом или зеленом фоне.




Wedgwood

Рисунки для этих медальонов либо придумывались самими художниками, либо брались слепки подлинных антикварных итальянских камей. Мужчины украшали свои пальто и жилеты большими, яркими пуговицами из бисквита Wedgwood, а ботинки пряжками.



пуговицы для мужского жилета от Wedgwood (Музей Виктории и Альберта, Лондон)



В этом жилете также отразилась «камеямания». 1780.

 Женщины носили их в виде брошек и пряжек для платьев, а также в виде браслетов, серег, ожерелий, колец и медальонов.



Женские пуговицы и пряжки Wedgwood

Удивительно было обнаружить на сайте Музея Виктория и Альберта украшения в стиле ампир изготовленные из чугуна.




Germany, ca.1815-ca.1820. Iron, steel and gold



колье, 1820 г., чугун

На сайте музея пишут: «Чугунные ювелирные изделия были недорогой, но модной новинкой для потребителей в Европе и Америке с 1800 по 1860 год.  Эти украшения, разработанные в Германии в 1806 - 1807 годах, часто носили во время траура, они стали символом прусского патриотизма и стойкости в борьбе с  Наполеоном I. Женщины жертвовали золотые ювелирные изделия в обмен на чугунные под девизом: «Я сдала золото за чугун».


Гребень, Германия, 1820 г., чугун.

В результате оккупации Берлина французами, техника этого виртуозного литья распространилась в Париж, но Пруссия все-таки лидировала в его производстве. Поскольку чугун является очень хрупким материалом, а также подвержен коррозии, сравнительно мало образцов тех украшений дожили до наших дней».


berlin iron-work tiara



Колье из железа, стали и золота, Германия 1815 - 1820 г.

Кстати, со временем мода на камеи не прошла. Думаю, даже сегодня, обладательницы красивых экземпляров носят их с удовольствием.

Ссылки:

http://en.wikipedia.org/wiki/Cameo_(carving)
http://www.jewellerynews.ru/pages/article11-730.html

про чугун:

http://kasly.su/History_Kasly_00.htm
http://collections.vam.ac.uk/item/O115077/necklace/

Веджвуд

http://www.wedgwoodmuseum.org.uk/learning/discovery_packs/pack/pack/2436/chapter/2828

Комментариев нет:

Отправить комментарий