воскресенье, 17 июля 2011 г.

КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ Л. ВИСКОНТИ «ЛЕОПАРД». ДЕКОРАЦИИ И КОСТЮМЫ.

В этом году в одной из самых прекрасных стран Европы - Италии празднуется 150 лет объединения в единое государство. Почти во всех музеях открыты тематические выставки, на которых рассказывается о Гарибальди и его сподвижниках, продаются значки, розетки, сувениры с триколором. Я люблю это сумбурное время в истории Италии, и мне захотелось на страницах своего ЖЖ, тоже внести маленькую лепту в этот праздник.
Первый мой рассказ пойдет о замечательном фильме Л. Висконти "Леопард".
В этот раз я не буду анализировать стиль фильма, а предлагаю вам несколько интересных цитат из книги Джузеппе Томази ди Лампедузы, по которой снят фильм, интервью разных лет режиссера Лукино Висконти, актрисы Клаудии Кардинале, художника по костюмам Пьеро Този и Умберто Тирелли.





Напоминаю, что действие фильма происходит на фоне падения города Палермо перед отрядами гарибальдийцев. Фильм снят по замечательной книге потомственного аристократа ДжузеппеТомази, 11-го князя ди Лампедузы "Il Gattopardo" (книгу переводят как "Гепард", а когда вышел фильм Висконти, то название перевели, как "Леопард").




Томази ди Лампедуза

Известный своим перфекционизмом, режиссер, также аристократ по происхождению (его полное имя и титул звучат так: дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций), добивался полнейшей аутентичности в кадре. "В этом фильме я стремился рассказать историю одного человека и историю некоторого общества, чье умирание мне хотелось представить сквозь призму сознания моего героя, не поступаясь при этом исторической правдой", - говорил в интервью режиссер фильма.


1. ДВОРЦЫ И ИНТЕРЬЕРЫ

"Снимать картину я старался в "естественных" интерьерах… Мы убрали все предметы, изготовленные после 1860 года, чтобы сохранить в неискаженном виде общий облик дворцового интерьера: нашей целью было передать сицилийский аристократический стиль, отличающийся от стиля римских и миланских дворцов", - рассказывал Лукино Висконти.
Для съемок первого палаццо Салины была полностью восстановлена вилла Boscogrande около Mondello недалеко от Палермо, в которой сегодня находится ресторан. Этот красивый дом был построен Джованни Мария Саммартино, первым герцогом Монтальбо. При создании виллы вдохновлялись Версальским дворцом





Дальше, по действию фильма Салино с семьей едет на другую свою виллу - Донафугата. Сам дворец Доннафугата, для съемок не подошел, так как был в очень плохом состоянии. Вы можете посмотреть на него в Википедии. http://de.wikipedia.org/wiki/Castello_di_Donnafugata





Вторую виллу "Доннафугата" снимали в Ciminna, в деревушке, находящейся в 45 километрах от Палермо. Армия каменщиков и плотников специально для фильма за 45 дней, под руководством художника - декоратора Марио Гарбулья выстроила фасад (экстерьер) дворца рядом с церковью Chiesa Madre. Вокруг этих зданий удалили весь асфальт и заменили его плитами и булыжником.




Кадр из фильма. Слева от церкви вход в палаццо князя (это декорация).

 "Правда, сцену, в которой обрученные пробегают по пустым залам дворца князя Салины, я позволил снять себе на синьориальной вилле, расположенной недалеко от Рима", - рассказывал режиссер. Сцены, где Ален Делон и Клаудиа Кардинале ходят по чердаку, да и вообще, все интерьеры в Доннафугата снимали в Palazzo Chigi di Ariccia.





Тут режиссеру важнее было передать эмоциональную сторону помещений: тревожную грусть роскошных мест, контраст между интерьерами семнадцатого века и романтическим духом века 19-го. Семья Кижи (владельцы Palazzo Chigi di Ariccia) просили Висконти не рассказывать о том, что именно у них проходили съемки, чтобы не привлекать внимание туристов (и не только) к своей вилле. Лишь после того, как она была продана муниципалитету города Aричча (это в 25 км от Рима) 29 декабря 1988 года, вилла стала открыта для посещения и ее секрет был раскрыт.



Гепард, а у Висконти - леопард, это не только зверь, изображенный на гербе Салины, это сам дон Фабрицио. "Наше время было время Гепардов и Львов. На смену нам придут шакалы, гиены. И все мы, гепарды, шакалы и овцы, будем по-прежнему считать себя солью земли", - говорит в книге Салина.



Еще один дворец, в котором снимали фильм, это Palazzo Valguarnera-Gangi, расположенный на Piazza Croce dei Vespri в Палермо на Сицилии. Там снимали огромную сцену бала.





Дворец строили с 18-го века и закончили лишь к 1780 году. Стиль его определяют, как сицилийского барокко.







Палаццо очень красивый, сохранился прекрасно, но попасть туда сегодня вряд ли получится, он по-прежнему остается частной резиденцией. Если повезет, то вы можете попасть в дни, когда княгиня Carine Vanni Mantegna показывает свой дом, но об этом надо узнавать заранее.

2. КОСТЮМЫ

К работе над костюмами к фильму приступили в начале 1962 года. Тирелли вспоминал, что Висконти контролировал их создание - вместе с художником по костюмам он выбирал цвета тканей, изучал модные силуэты и формы, проверял изготовление костюмов.



Л. Висконти и А. Делон на съемках фильма.

Рассказывает художник по костюмам Пьеро Този:
"Когда мне предложили этот проект, я был напуган. Но понял, что должен повиноваться. На самом деле, было легко работать с ним (с Висконти). Он вызвал меня к себе и сказал: "У меня есть вот такой проект и история. Найдите мне материалы по этому времени". И я подобрал большое количество документов, связанных с темой фильма".



подлинное фото 1860-х годов



кадр из фильма

"Это в основном были старые фотографии. В 1860 году было модно фотографироваться, - и даже в фотографиях чувствовался цвет. Реальную одежду того времени я тогда не видел".







"Когда я пересматриваю "Лепард" снова, - продолжает Този, - и вижу сцену, в которой Ланкастер принимает ванну, а слуга его спрашивает: "Князь, что Вы собираетесь носить в течение дня?", мне это напоминает об наших утрах с Висконти. У него была большая гардеробная и ванная комната. Я раскладывал все свои документы на полу, в это время он одевался, и слуга спрашивал его, в чем он собирается пойти. Все точно так же как в "Леопарде".






"Смотрите, Пьерино", - он называл меня Пьерино, - "Смотрите, эта картина - наша отправная точка, чтобы начать историю, потому что передает ту атмосферу, которая мне нужна, и Вы должны работать с этим изображением".
Среди работ, которые вдохновляли режиссера, были:

Портрет Верди кисти Балдини




Полотна  Джованни Фаттори (что и понятно, поскольку этот художник прославился своими батальными полотнами, в которых изображал бои в Палермо и его окрестностях),




Фаттори "Гарибальди в Палермо"

Сильвестро Лега,



С. Лега. "Пение", 1868

Джузеппе Де Ниттис (Giuseppe De Nittis)



Д. де Ниттис "Завтрак в саду"

Франческо Хайес  (Hayez)



Ф. Хайес "Поцелуй"

Как и в фильме "Чувство", в изобразительную основу "Леопарда" легло много полотен художников  - маккьяйоли, работавших как раз в 60-х годах 19 века.
Този старался соответствовать этому выбранному направлению.
"Эскизы, которые я рисовал, всего лишь  демонстрировали атмосферу, только набросок, чтобы  понять, какое должно быть платье. Я никогда не делал эскизы: окончательный выбор костюма зависит от актера и тех тканей, которые должны быть для него выбраны", - рассказывал художник по костюмам.




Эскиз платья Анджелики



Подлинное бальное платье 1860-х

На Сицилию отправили Умберто Тирелли, тогда еще не владельца самого известного в мире ателье по пошиву костюмов для театра и кино, а работника "Sartoria Safas" (которые изготавливали костюмы к фильму), чтобы он искал старинную одежду, которая могла бы быть адаптирована для второстепенных персонажей, таких как пастухи и крестьяне. Он нашел то, что искал, но когда дело дошло до униформы солдат Гарибальди начались проблемы.




кадр из фильма



Джузеппе Гарибальди в красной рубашке "гарибальдийке"

Армия Гарибальди в основном состояла из добровольцев, так что все носили разную форму, которую шили солдатам их матери, бабушки, сестры или подруги. Поэтому все рубашки были разные, все брюки уникальные.



Как воспроизвести эту особенность? Некоторые рубашки были вышитыми и имели воротник - стойку, другие - округлый воротник. Одни рубашки были сделаны из шерстяной ткани, другие из хлопка (Гарибальди требовал носить шерстяные рубашки, но многие из солдат были слишком бедны, чтобы позволить себе шерсть). То же самое повторялось с брюками, они были сделаны из хлопка, шерсти или габардина и имели различные оттенки серого и синего. Были отобраны десять различных портных, которые должны были сшить 300 брюк и рубашек так, чтобы крой и их вид были различными.



Конечно, такую высокую планку: полного соответствия кроя и исполнения костюмов той эпохи задавал сам режиссер. Ему, отпрыску известного рода ломбардских герцогов, правивших Миланом, многое было известно не по книгам.





Юный Лукино (на фото - слева) с отцом, матерью и сестрами

"Висконти многое в фильме сделал, отталкиваясь от личных воспоминаний: в сцене пикника, когда все вокруг покрыто пылью нам это показалось преувеличением, но он сказал мне: "Ты не представляешь, мою мать и меня, какими мы были белыми, когда приехали на отдых в Черноббио"




Есть в фильме и подлинная одежда. Когда Този, еще до съемок, приехал с помощником осматривать Palazzo Valguarnera-Gangi , где снимали бал, они нашли на чердаке гардеробную, полную старинной одежды, которая потом была адаптирована для второстепенных персонажей и использована для прислуги в ливреях. Този вспоминал: "В картинах Macchiaioli часто изображали людей в скромных платьях. Но Висконти мучил меня, поскольку хотел красивой одежды. Он сказал мне, что в его семье даже в 1920 году, официанты были одеты в ливреи из восемнадцатого века и напудренные парики".




Но, в то время как официальные костюмы и униформу для мужских персонажей было не так уж сложно сделать, трудно было создать платья для женщин. Дамы, которые принадлежали к аристократии Палермо, одевались так, как если бы они жили в Париже. Tirelli объездил всю Италию, чтобы найти старые кружева и ткани для их платьев.





Изначально Висконти хотел разделить фильм на две части и одну часть целиком посвятить подготовке к балу, показывая, как девушки одеваются и собираются на вечер, но продюсеры отклонили его идею, так как это выходило слишком дорого. Для бала Тирелли и его команда сделали 400 костюмов: 50 ливрей, 150 бальных платьев и смокингов и 200 комплектов военной формы.




Что касается бальных платьев, то тут еще стояла задача сделать так, чтобы они гармонировали между собой и красиво смотрелись в кадре при специфическом освещении - Висконти настаивал, чтобы бал происходил при свечах.




Джузеппе Томази ди Лампедуза так описывает Анджелику на балу: "Первой шла Анджелика в розовом, плавно колыхающемся кринолине; ее спина, белые плечи, сильные и нежные руки были великолепны; маленькая головка надменно сидела на молодой гладкой шее, украшенной нарочито скромным жемчугом. Длинные лайковые полуперчатки обтягивали не узкие, но безупречные по форме кисти рук; на безымянном пальце сверкал неаполитанский сапфир".




Длинные перчатки в то время не носили, поэтому Анджелика на балу носит короткие, по моде тех лет. Розовый же цвет не шел актрисе К. Кардинале и художник приготовил ей на выбор три разных платья:  голубое, белое, и перламутрового оттенка (среднее между бледно - желтым и нежно - голубым).



Окончательный выбор пал на последнее, но самое интересное в этом платье - его  конструкция. Хотя оно объемное, но очень легкое. Тирелли сделал большую работу: кринолин и юбка сконструированы так, что во время танца, платье двигается вместе с актрисой, словно облако. Сшито оно было из органзы от Dior и его поддерживало двенадцать слоев тюля.







"Все мои аксессуары в "Леопарде" были подлинными, старинными - даже платок и духи, - рассказывала впоследствии исполнительница главной роли К. Кардинале, - И, конечно же, чулки.




Надев наряд из костюмерной знаменитого Пьерино Този, я уже не могла сесть, и Лукино заказал для меня специальный стул - этакую деревянную подпорку, прислонясь к которому, я, практически стоя, лишь опершись на него локтями, могла немного отдохнуть" (такая скамья называется "leaning board", я писала о ней в посте про Джин Харлоу http://la-gatta-ciara.livejournal.com/32149.html )"




"Я облачалась в свой наряд, - продолжает рассказывать Клаудиа, - а работу начинали лишь часов в семь вечера, когда становилось прохладнее, и снимала его часов в пять или шесть утра... Когда фильм отсняли, у меня вокруг талии осталась кровавая отметина, потому что корсет, вероятно, принадлежал когда-то девушке вдвое худее меня, совсем тоненькой, и я должна была "уложиться" в ее мерки - 53 сантиметра в талии. Прокрустово ложе по сравнению с этим - сущий пустяк..."




"По окончании работы над "Леопардом" я получила от него (Лукино Висконти) carnet de bal (бальную книжку) от Картье, отделанную драгоценными камнями, изумрудами, жемчугом и бирюзой и с его автографом. Мне принесли этот подарок к Рождеству на подносе, обернутом голубой с золотом индийской шалью. Кроме его автографа, там были и подписи всех, кто работал над фильмом вместе с нами. Великолепный подарок, сердечный и трогательный".

MP02600

Л. Висконти и К. Кардинале на съемках "Леопарда".

Ну что же. Несмотря на все трудности, всем художникам этого фильма удалось создать точные, яркие образы. Настолько верные, что они позволили зрителям полностью понять замысел режиссера, почувствовать переживания персонажей и погрузиться в атмосферу 1860-х, лишенную какой бы то ни было фальши.
А фильм и по сей день считается шедевром мирового кинематографа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий