четверг, 16 июня 2011 г.

ГЕНИАЛЬНЫЙ ТАНДЕМ: ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ ПЬЕРО ТОЗИ И РЕЖИССЕР ЛУКИНО ВИСКОНТИ.

Художник по костюмам Пьеро Този - настоящая живая легенда в мире театра и кино.
Если Вы любите "историческое" кино и аутентичные костюмы, где все воспроизводится максимально достоверно - берутся старинные ткани, фурнитура, настоящий крой той поры и шьётся все по образцам из модных журналов ушедших эпох, то Този вам тоже будет интересен.
Он много работал с Лукино Висконти, этим, я думаю, и объясняется такая любовь к деталям и подлинности:

- "Самая красивая" 1951 г.
- "Чувство" 1954 г.
- "Рокко и его братья" 1960 г.
- "Леопард" 1963 г.
- "Смерть в Венеции" 1971 г.
- "Людвиг" 1972 г.
- "Невинный" 1976 г.






Слева направо: П. Този, Л. Висконти и С. Мангано на съемках фильма "Смерть в Венеции".

Този делал костюмы и для других известных режиссеров: Феллини, Пазолини, Дзеффирелли, Кавани. За свои 84 года он оформил большое количество фильмов и спектаклей. Обо всем написать в рамках одной статьи не получится, поэтому я остановлюсь лишь на его работе с гениальным Л. Висконти.



Костюмы П. Този

Този родился 10 апреля 1927 года под Флоренцией. Он рассказывал: " В жизни, все вопрос встреч и случайностей. Мое детство было грустным. Когда пришла война, мне едва исполнилось двенадцать лет. Я из бедной семьи. Но мы стали еще беднее, потому что немцы заставили нас оставить наш дом, который был на дороге, ведущей из Флоренции в Болонью, чтобы минировать шоссе. Мы вечно были голодными. Было очень трудно достать еду. Когда я немного подрос, прибыло счастье, а именно, еда. Меня отправили работать в госпиталь, где я видел ужасные сцены, но наконец, смог наесться ".
После войны Този много рисовал, благо, атмосфера Флоренции с ее большим количеством произведений искусства располагала к этому. А еще он любил зарисовывать дома лица примадонн, увиденных на обложках журналов - сами журналы были ему не по карману.





эскиз костюма к фильму Л. Висконти "Невинный"

Рисовать он учился в Liceo Artistico (художественной школе), потом поступил во флорентийскую Академию искусств. Когда Този шел 21 год, во Флоренцию приехал Лукино Висконти, чтобы поставить в рамках проходившего в городе Фестиваля музыки в садах Боболи пьесу Шекспира "Троил и Крессида". Пьеро набрался храбрости и подошел к уже известному режиссеру со своими эскизами. Но, посмотрев работы молодого художника, Висконти сказал, что тот слишком молод и не имеет необходимого опыта.




Л. Висконти

Този это не остановило, он просто ждал другого подходящего момента. К тому же, друг Пьеро - Франко Дзеффирелли (тоже флорентиец) работал с Висконти и постоянно напоминал тому о юном талантливом художнике.




Молодой Франко Дзеффирелли

И вот наступил этот важный, решающий момент. Режиссер собирался снимать фильм "Самая красивая".





Вот что вспоминает Този: "Висконти хотел кого-то, кто не имел предыдущего опыта работы в театре. Он хотел реальности. Для "Bellissima", я должен был ходить по улицам Рима, ища людей с похожими типажами и просить их отдать свою одежду. И в эти костюмы я должен был одеть актеров. Это было для меня наиболее экстраординарным уроком из всех, что я когда-либо имел. В те дни все кино уважали много больше, чем сегодня. Если бы я сейчас останавливал людей на улице и просил их одежду, то они думали бы, что я безумен". Более того, Висконти запретил ее даже стирать - чтобы сохранить нужную фактуру и цвет. "С этой первой работы, я понял, что ткань, фактура - первое, на что нужно обращать внимание".





Придирчивый, требовательный режиссер остался доволен работой художника по костюмам и за этим фильмом последовали следующие. Долгое сотрудничество с Висконти, остается основой карьеры Този.





Вот, что пишет Ф. Дзеффирелли в своей "Автобиографии":
" Главная профессиональная трудность Лукино состояла в том, что обладая изумительным творческим видением, он не знал, как его выразить на бумаге, потому что совсем не умел рисовать. Лукино требовалось наше участие, потому что мы учились в Академии художеств и умели держать кисточку и карандаш. В награду он дарил нам бесценные возможности для творчества - правда, гомеопатическими дозами...
- Ох, уж эти флорентийцы, - с веселой иронией говорил Висконти, - Вечно путаются под ногами. Но без них никуда."




Живопись часто буквально присутствует в работах Висконти. И всегда - с точки зрения композиции и цвета кадра. Фильм "Чувство"

Следующая  совместная работа Висконти и Този был фильм "Чувство". Действие картины происходит в 1866 году в Венеции во времена борьбы за объединение Италии.





Там Този работал вместе с опытным французским художником по костюмам Марселем Эскофьером (Marcel Escoffier) , который отвечал за костюмы главных героев. Този же занимался проектированием костюмов для второстепенных персонажей, таких как солдаты, крестьяне и для актеров второго плана. Този уверен, что второстепенные персонажи держали фильм, их костюмы могли легко изменяться и варьироваться, в то время как костюмы главных героев должны были учитывать капризы и истерики знаменитостей, играющих главные роли.




Изначально, Висконти построил весь визуальный ряд на итальянской живописи.  Например, сцены сражений были вдохновлены картинами известного художника-баталиста 19 века Джованни Фаттори.




Битва при Монтебелло, 1864-1868, Музей Джованни Фаттори, Ливорно

Чтобы сделать военные костюмы, Toзи провел дотошное исследование в области исторической живописи и был очарован палитрой итальянских художников.

Перед съемками Висконти, как всегда, скрупулезно проверил каждую мелочь: точность и зафактуренность костюмов, историческое соответствие оружия, правильность рюкзаков солдат, даже то, как свернуты их одеяла.




Висконти на съемках фильма "Чувство".

Висконти всегда обращал большое внимание на костюмы крестьян, следил, чтобы их цвета соответствовали тем оттенкам, которые они первоначально выбрали с Toзи.





В черно - белом фильме "Рокко и его братья" Този добивался драматического эффекта, построенного на интенсивном сочетании черного, серого и белого цветов.

Одежда была очень простой, но за счет правильного чередования графических пятен драматургически верно расставляла акценты. Например, в сцене борьбы, когда Делон дерется ночью со своим братом, мы видим на свитере светлую полосу, которая привлекает внимание к его лицу.



кадр из фильма "Рокко и его братья"

Следующей совместной работой с Висконти стал фильм "Леопард". Здесь действие снова разворачивается во времена Рисорджименто, как и в фильме "Чувство". Този уже отвечает за все костюмы актеров - от главных до второстепенных. Об этом моем любимом фильме я хотела бы впоследствии написать отдельный пост.





Вообще, складывается впечатление, что середина 19 века - любимое время художника, в котором он чувствует себя как рыба в воде. Помимо фильмов "Чувство", "Леопард", "Людвиг" Висконти, хочется вспомнить такие прекрасные работы Този как ТВ-версия оперы "Травиата" Дзеффирелли.



(не могла себе отказать в удовольствии поместить здесь свою любимую арию из этой оперы)








платье Виолетты из выше выложенного ролика. Оно, кстати, выставлялось в Пушкинском музее на выставке Дзеффирелли в 2004 году.

"Storia di una capinera" (которую я смотрела под названием "История черноголовки", а Кинопоиск и Википедия переводят как "Воробей") Ф. Дзеффирелли,







Този делал костюмы для замечательного сериала  "Подлинная история дамы с камелиями" М. Болоньини с Юппер в главной роли.







одно из платьев Юппер

Вместе с Лукино Висконти Този посчастливилось поработать над киношедевром "Смерть в Венеции". Художник незадолго до этого попал в автомобильную катастрофу, еще плохо себя чувствовал и даже хотел отказаться от этого проекта. Режиссер попросил, чтобы он сделал хотя бы костюмы для Тадзио, мальчика, который должен был воплотить  идеал красоты.





Този приступил к работе и не заметил, как уже полностью включился в процесс и одел всех героев фильма.








В "Смерть в Венеции" большей частью использовались подлинные костюмы, предоставленные для съемок "Мастерской Тирелли".





Висконти всегда требовал, чтобы в его фильмах все строго соответствовало эпохе, и обожал аутентичность. Даже для тех трех платьев, что шили для Сильваны Мангано, использовали настоящие ткани и отделку начала ХХ века.







Проблемы появились с неожиданной стороны. "Когда актеры приходят на примерку, они думают, что они в магазине, где могут выбрать свои любимые цвета и фасоны. Приходится работать в качестве психолога, чтобы завоевать их доверие и не навредить фильму. Конечно, некоторые более гибки, некоторые нет. Я помню актрису, которую действительно не мог приручить. Я был тогда очень молод. Действие фильма происходило в 1910 году, и героиня должна была выглядеть как из немого кино. Актриса была экстраординарной женщиной, не желающей заботиться о своем характере, а только о себе, о том, как она выглядит. И хотела все розовое. Я попытался ее переубедить, но было невозможно заставить делать ее то, чего она не хочет"




Диана Вриланд (она была тогда главным редактором американского "Vogue" и наиболее влиятельным журналистом в мире моды) увидела фильм в нью-йоркском кинотеатре и решила, что ей обязательно нужно познакомится с Пьеро Този и Умберто Тирелли, чтобы говорить с ними об подлинных костюмах, которые они использовали в фильме. В начале 70- ых Вриланд прилетела в Рим познакомилась и подружилась с ними.




Диана Вриланд

Для работы над историческим фильмом Този много времени проводил в музеях и библиотеках. Например, перед съемками фильма "Людвиг" он специально ездил в Вену, где собирал материал для фильма.





Не задолго до съемок выяснилось, что Сисси будет играть не Шарлотта Рэмплинг, с ее идеально подходящим к Елизавете Баварской по пропорциям телом, а маленькая Роми Шнайдер. Но Този справился и с этой задачей.









Последней совместной работой Този и Висконти стал фильм "Невинный" - экранизация произведения Габриеле Д'Аннунцио.









Вскоре после съемок фильма великого режиссера не стало - он умер 17 марта 1976 года в Риме от сильнейшей простуды.





Този с тех пор обрел славу лучшего из лучших художников по костюмам. Зная несговорчивость, придирчивость, скрупулезность Висконти, все с восхищением и уважением смотрели на художника по костюмам, которому удалось проработать с Мастером столько картин.



84-летний художник по-прежнему много работает.

Его ученицами считаются прекрасные художники по костюмам Милена Канонеро и Габриэлла Пескуччи, не раз получавшие премию Оскар за свои костюмы.

" Я всегда сомневаюсь относительно своего таланта", - скромно говорит Пьеро Този. Но для нас этот художник по костюмам навсегда останется образцом вкуса, трудолюбия и ответственности перед зрителями, который в своей работе не только точно следовал эпохе, но и помогал раскрыть драматургию произведения, характеры персонажей. И который оставил яркий след в истории мирового кинематографа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий