четверг, 23 апреля 2020 г.

Фильм «Тень» (2018). Брызги туши и китайский туман

Фильм Чжана Имоу «Тень» вышел на экраны в 2018 году, но я смогла его посмотреть только на днях. Меня зацепила его визуальная сторона, поэтому я нашла на одном китайском ресурсе (спасибо транслятору!) интересный рассказ художника по костюмам Чэнь Мин Чжэна о создании стиля фильма и решила с вами поделиться.







Это четвертый проект Имоу и Чэня: они вместе работали на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине (2008), над оперой «Турандот» в «Запретном городе» (2009) и на фильме «Простая история лапши» (2009).
На этом фильме команда Чэня отвечала за костюмы и грим.




Кадр из фильма "Тень"


Фильм отличает изысканная черно-серо-белая палитра, напоминающая китайские рисунки тушью. Причем, это касается не только костюмов, но и реквизита, декораций. Тем не менее, эта интересная идея возникла не сразу. Изначально, режиссер Чжан Имоу просил сделать эскизы костюмов в цвете. А потом - уменьшить цветность до 50%, 30% и закончилось графичной монохромностью.




Эскизы в цвете




Окончательная версия эскизов


Оказалось, что в костюме это сделать не так просто. Тут нужно было соблюсти баланс между цветом человеческого тела (фильм снят в цвете) и черно-белым костюмом. Поэтому, художник каждый костюм разрабатывал, как некое ритмичное произведение.




Эскизы костюмов


Работа оказалась настолько сложной, что заняла 9 месяцев бесконечных проб и ошибок.
Сначала, команда Чэня искала классические китайские рисунки тушью в электронном виде и в большом разрешении для того, чтобы потом перенести их на ткань.



Китайские рисунки тушью


Но найти рисунки хорошего качества так и не удалось. Тогда они решили использовать технику "аквамонотипия" (или "марблинг" - мраморирование бумаги). Суть заключается в том, что на поверхности воды растворяют пятнами краски и переносят образовавшийся рисунок на бумагу или ткань.



Видео, как делается рисунок в японской технике Suminagashi - близкой к той, что применялась в фильме




Работы Чэнь Мин Чжэна


Чжану Имоу очень понравился результат. «Божественно! Просто, божественно! Это уже не ткань, а картина, хочу, чтобы вы увеличили масштаб и сделали из этих произведений искусства костюмы!», -воскликнул он.




Режиссер Чжан Имоу и художник по костюмам Чэнь Мин Чжэн


Из тысячи эскизных вариантов Чжан Имоу отобрал 400 образцов, после чего художник приступил к созданию рисунков для ткани.




Фрагмент воротника


Сначала он сделал в технике «аквамонотипия» самые большие листы рисовой бумаги, которые смог найти, проверяя на ней интенсивность наложения цвета. Один лист получился очень темным, другой – светлее, следующий – еще бледнее и т.д. Потом Чэнь сфотографировал эти листы на фотокамеру с хорошим разрешением, чтобы впоследствии перенести изображения на ткань. Можно было, конечно, сразу печатать рисунок на ткани, но костюм – не одномерен, а трехмерен, тут нужно учитывать складки, крой, расположение рисунка на фигуре.




Эскиз костюма и крой с напечатанным рисунком


Поэтому ткань печаталась, исходя из всех этих нюансов. К тому же, нужно было иногда увеличить или уменьшить рисунок, чтобы создать определенный ритм. И, поскольку, фильм «Тень» - это боевик, то необходимо было сделать дубли костюмов.





Любопытно, что все эти эксперименты с аквамонотипией и вдохновили режиссера на создание стиля фильма в духе китайского рисунка тушью и смотрится это очень эффектно.







Основная визуальная идея картины – инь и янь. Поэтому, подходя к созданию костюмов для персонажей, художник продумывал то, как подчеркнуть гендерные (а заодно и социальные) различия через насыщенность черно-белых пятен. Было решено, что у женщин будет 60% - 70% белого цвета, а у мужчин, наоборот, 60% - 70% «брызг чернил».








Фото с выставки костюмов в FIDM музее





К тому же, через соотношение цветов, их контраст, художник раскрыл характер каждого персонажа.






Фото с выставки костюмов в FIDM музее




Конечно, пришлось немало поломать голову над тем, из каких материалов шить эти костюмы. Поскольку они многослойные, то тут нужно было подобрать такие фактуры, которые правильно взаимодействовали бы друг с другом, не создавая лишних объемов и не меняли интенсивность цвета.





Еще одной проблемой стало бесконечное присутствие дождя в уличных сценах – ведь намокая, ткани слипаются и теряют всю свою продуманную эстетическую привлекательность. Поэтому к натуральным тканям пришлось добавлять синтетические, которые в мокром виде не прилипают к нижнему слою одежды.





Вот такая история! Не знаю, как вы, а я очень люблю такие эксперименты)



Комментариев нет:

Отправить комментарий