Хочу предложить вашему вниманию мой перевод интервью замечательного художника по костюмам Энтони Пауэлла. В нем он очень интересно рассказывает о своей работе в кино.
"Энтони Пауэлл - британский художник по костюмам театра и кино. Имеет три "Оскара" за фильмы "Путешествие с тетей" (1972), "Смерть на Ниле" (1978) и "Тесс" (1979). Работал с такими режиссерами, как Роман Полански, Стивен Спилберг, Джордж Кьюкор, Роберт Олтман и Дэвид Лин. Одевал Пола Ньюмана, Бетт Дэвис, Уоррена Битти, Стива Маккуина, Шона Коннери, Дастина Хоффмана, Роджера Мура, Мэгги Смит, Харрисона Форда и Джонни Деппа.
Трижды "оскароносец" художник по костюмам Энтони Пауэлл
"Тесс" был первым из четырех фильмов, которые вы делали с Романом Полански.
Роман - необычный человек. Он мог бы сделать работу за всех на съемочной площадке, кроме, возможно, художника по костюмам. Он говорит, что ничего не знает о костюмах, но я думаю, что это неправда; он всегда инстинктивно знает, правильно это или нет. В реальной жизни, у нас очень мало общего, но на работе, у нас с ним необыкновенная телепатия. Каждый раз, когда мы работаем вместе, он просто звонит и бросает мне фразу, и я сразу иду и делаю, потому что вижу именно то, что у него в его голове. Когда он попросил меня сделать "Пиратов" (1986), то сказал: "Это XVII век, я люблю все эти огромные парики и гигантские шляпы". Я сразу увидел всю картину. И не думаю, что мы когда-либо позже обсуждали это снова.
Кадр из фильма "Пираты"
Верно ли, что костюмы "Tесс" оказали влияние на моду?
Да. Это часто происходит. Посмотрите на "Бонни и Клайд" (1967) с их беретом и кардиганом. Стоит мне только сделать очередной исторический фильм, который имеет интересные или забавные шляпы, одна - другая из них обязательно появится в следующих французских коллекциях.
Эскиз и образцы тканей к фильму "Тэсс"
После того, как вышел фильм "Тесс", девушки всего мира стали носить блузки с рукавами-пуффами. И Ральф Лорен в течение трех сезонов подряд делал все эти вещи в стиле Тесс, которые он назвал "Prairie Look". Это очень лестно. Мы все работаем одинаково, потому что, когда вы разрабатываете что-то, вы находитесь в постоянном поиске, даже если вы едете на автобусе или идете по улице, и даже если это костюмный фильм, вы все равно повсюду ищете идеи.
Лора Эшли делает прекрасные романтические платья с использованием ткани, которая является точной репродукцией печатных хлопков XIX-го века. Так что, во время подготовки к "Тесс", я пошел к ним в магазин с моей помощницей, замечательной Джоанной Джонстон, думая, что они нам их продадут. Но они отказали: "О, нет, вы не можете этого сделать; вам нужно разрешение".
Кадр из фильма "Тэсс"
Платья от Лоры Эшли, начало 1980-х
Забавно, что Джоанна потом познакомилась с Лорой Эшли и даже гостила в их загородном доме. Лора не знала, что Джоанна работала на "Тесс", и после обеда говорит: "Надеюсь, вы не против, мы в субботу вечером всегда смотрим "Тесс", потому что фильм просто полон хороших идей, которые мы можем скопировать!". Разве это не смешно? Магазин не позволил нам использовать их ткани, но спер все идеи.
Когда вы готовитесь к съемкам костюмного фильма, сколько вы опираетесь на исследования, и сколько на полет фантазии?
Больше, на исследования. Сейчас фильмы делают в последнюю минуту, и ни у кого нет больше такой роскоши, как нормальная подготовка. Для "Николая и Александры" (1971) у нас был год на подготовку. В настоящее время вы даже представить себе такое не можете. Ко мне обратились с предложением сделать "Милый друг" (2012). Там был очень хороший сценарий и большое количество званых обедов, балов и свадьба Мадлен в Париже. Почти машинально я спросил: "Когда начинаются съемки?", они ответили: "Через две недели!". Я сказал: "Извините, нет".
Кадр из фильма "Николай и Александра".
Сколько времени нужно на подготовку такого фильма?
Три месяца. И придется очень много работать.
Какая разница между созданием костюмов для театра и кино?
Я обучался в театре, и был обучен делать все сверху донизу. Я всегда делал много причесок и макияжа. Сейчас очень, очень трудно в кино, потому что гримеры приходят с телевидения, где их учат, что работа художника по костюмам останавливается на шее. Вы сталкиваетесь с настоящей проблемой с некоторыми из этих очень несговорчивых людей, которые думают, что вы указываете им, как делать их работу. Я бы никогда ни на кого не давил, нам нужно сотрудничать. Нам нужно вместе создавать гармоничный, целостный стиль.
Кадр из фильма "Зло под солнцем"
Будучи ответственным за костюмы, вы должны быть на площадке с начала до конца?
Абсолютно. Все работают по-разному, но я практик. По горькому опыту знаю, что должен быть на площадке каждую секунду, пока снимают, потому что в ту минуту, когда ты уходишь, обязательно что-то пойдет не так. Например, в фильме "Зло под солнцем" (1982) все были одеты в аутентичный костюм с головы до пят. У всех было правильное нижнее белье. Джеймс Мейсон был полностью одет для сцены, включая подлинные подтяжки 1930-х годов, которые я дал его костюмеру. Мне пришлось уйти делать примерку, а режиссер посередине сцены захотел, чтобы герой был без пиджака. Это не должно было стать проблемой, за исключением того, что костюмер не дал актеру подлинные подтяжки, и тот остался в современных, с металлическими застежками. И вот теперь они в фильме. У меня душа переворачивается каждый раз, когда это вижу.
Эскиз костюма Пуаро
Каково было работать с дюжиной или более звезд в фильмах по Агате Кристи?
Эти съемки были замечательными, потому что все они понимали, что если хотя бы один из них выйдет из строя, все рухнет, поэтому они принимали эти правила игры. Забавно было с Мэгги Смит в "Смерть на Ниле" (1978), потому что она, как и все мы, была немножко запугана Бетт Дэвис (с которой мне было чудесно работать). Мэгги и Бетт играли сцены вместе, сидя на стульях, друг против друга, и Мэгги забывала от страха текст.
Кадр из фильма "Смерть на Ниле"
Есть ли у вас любимая эпоха?
1660-е, 1670-е годы. Странно, я не уверен, что когда-либо делал что-либо из той эпохи. Мне нравятся 1780-е, 1870-е. Я всегда боялся Средневековья, хотя, думаю, теперь я мог бы сделать и его, и Древнюю Грецию и Рим. Все эти люди завернутые в простыни!
Что происходит с костюмами после окончания съемок?
Обычно их возвращают в тот дом костюмов, который их изготовил. И попадают на склад. Продюсеры никогда не понимают этого, и говорят: "Ну, я уже заплатил за них, почему бы мне их не вернуть?" Они не понимают, что вся их массовка одета в костюмы, которые, вероятно, были сделаны как костюмы звезд для других фильмов.
Вы видите свои костюмы в других фильмах?
Да, часто. Или их фрагменты, или шляпу. Обычно их переделывают.
Есть моменты, когда вы жалеете, что костюм не появился в финальной версии фильма?
Не только в этом дело. Когда мы делали "Крюк" (1991), в нем должна была быть чудесная 20-минутная музыкальная фантазия, гениально аранжированная хореографом Мадонны, это был фактически самый лучший эпизод в фильме. Специально для него было сшито множество костюмов, поскольку весь пиратский город был полон людей; там были пиратские косметологи и все такое. Он был очень остроумным и имел потрясающую музыку. Все это было снято, но, в конце концов, Стивен [Спилберг] его вырезал из фильма. Его даже нет на допах на DVD.
Эскиз костюма к фильму "Капитан Крюк"
Образ Шона Коннери в "Индиане Джонсе и последнем крестовом походе" (1989) стал визитной карточкой фильма.
Он основан на стиле моего дедушки. Он носил красивые рубашки, сделанные из замечательного хлопка в полоску, которые сейчас не найти. В сценарии не было момента, когда бы персонаж мог переодеться, но костюм был сделан из довольно толстого твида "Харрис", а у Шона есть проблема: на жаре он потеет, как свинья. Стивен подошел и сказал "я только что переписал сценарий, и после Венеции мы будем снимать в Петре". Там невероятно жарко. И Шон сказал "я ни за что не надену этот твидовый костюм из "Харриса" в Петре". В итоге, мы сфотографировали отрез твида, а затем распечатали его на тонком хлопке. Это стоило приличных денег!
Шон Коннори в твиде
Шон Коннори в хлопке, имитирующим твид
Когда-нибудь приходилось импровизировать?
Нередко. Когда мы делали "Смерть на Ниле", внезапно была написана новая сцена, и мне нужен был новый костюм для Мии Фэрроу. Мы были в Египте, в глуши, и я подумал, из чего бы мне это сделать? У нас в мастерской было достаточно бледно-голубого шелка, чтобы сшить пижамные брюки, но мне нужно было еще что-то забавное, чтобы сделать маленький топ, а там вообще ничего не было.
Кадр из фильма "Смерть на Ниле". И топ из того "чесночного" полотенца)
Пока я бродил в поисках, мама нашего портного, замечательный повар, готовила паэлью, используя довольно грязное кухонное полотенце, покрытое жиром, чесноком и оливковым маслом. Когда-то оно было белое, льняное, с разноцветными полосками, которые еще можно было увидеть сквозь жирные пятна. Я подумал, что его вполне хватит, чтобы сшить маленький жилет, при условии, что я смогу отстирать всю эту грязь. Так что мы его кипятили и кипятили, пока оно не стало нужного цвета, и сделали этот очень красивый жилет. Мы устроили примерку с Мией, и я дал ей большую соломенную шляпу, и она сказала "мне нравится, это очень красиво, но ты не чувствуешь запах чеснока?" Я сказал: "Нет". Она говорит: "определенно пахнет чесноком; интересно, откуда?" Я подумал: "это исходит от тебя!"
Какими художниками по костюмам из прошлого вы восхищались, когда начинали?
Всеми! Адрианом и Трэвисом Бентоном. Трэвис Бентон делал костюмы, полные экзотики, фантазии и изобретательности для Марлен Дитрих в ее ранних фильмах. Никто больше никогда не делал для нее ничего подобного.
Что для вас кульминация кинематографа?
Один из моих самых любимых фильмов - "Леопард" Висконти (1963). Это просто совершенство. Когда я увидел восстановленную версию несколько лет назад, я был подавлен, потому что думал: это так превосходно, вот почему я хотел работать в кино, и это мир, которого сейчас нет. Размах и мощь, и чувство визуального. Они снимали мечты. И этого мира больше не существует".
Интервью брал Patrick Fahy
Источник http://www.bfi.org.uk/news-opinion/news-bfi/interviews/clothing-tess-poirot-indiana-jones
Комментариев нет:
Отправить комментарий