пятница, 23 марта 2018 г.

Фильм "Призрачная нить". Актер - соавтор художника.

"Оскар" за лучшие костюмы в этом году получил художник по костюмам Марк Бриджес за фильм "Призрачная нить". Прочитав огромное количество его интервью различным журналам и сайтам, я пришла к выводу, что рядом с фамилией Бриджеса в титры и в номинацию следовало поставить имя актера Дэниела Дэй-Льюиса, поскольку его вклад в разработку стиля костюмов фильма весьма ощутим - не припомню в истории кино ничего такого даже близко!) Судите сами.




Кадр из фильма "Призрачная нить"



Появления в прокате фильма "Призрачная нить" ждали многие: фанаты актера Дэниела Дэй-Льюиса (который объявил, что это его последний фильм), поклонники режиссера Пола Томаса Андерсона и любители костюмного кино, поскольку главный герой картины - вымышленный кутюрье 1950-х гг Рейнольдс Вудкок.
В сериале "Коллекция" в образе французского дизайнера, работавшего в послевоенные годы в Париже, Поля Сабина считывается личность Кристиана Диора, в "Призрачной нити" у британского модельера Вудкока нет ни одного реального прототипа, это образ собирательный.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


"Мы постоянно думали: кем был бы Рейнольдс в том мире? Кто был ведущим дизайнером в Лондоне того времени? Харди Эймис, Джон Кавана, Дигби Мортон -  эти имена немногие знают. Норман Хартнелл и Харди Эймис, пожалуй, самые известные модельеры тех лет, потому что они много шили для королевской семьи", - сказал в интервью художник по костюмам Марк Бриджес.

Небольшое отступление о том, можно ли в кино копировать вещи известных Домов мод, скажем, Диора или Баленсиаги: "Все эскизы отсылались нами на одобрение к юристам, те передавали их экспертным советникам. Некоторые детали потом мы изменяли, чтобы они не напоминали существующие модели", - рассказывал в интервью Бриджес. В одном из интервью другие художники по костюмам Chattoune&Fab рассказывали, что все эскизы костюмов к фильму "Коко Шанель и Игорь Стравинский" в обязательном порядке утверждались Лагерфельдом в "Шанель". Так что, все не так уж и просто)

Вернемся к "Призрачной нити".




Эскиз платья от Джона Кавана


Дэниел Дэй-Льюис, как всегда, более чем ответственно подошел к работе над ролью. Он практически стал соавтором художника по костюмам. Всем известно, как дотошно актер готовится к своим ролям, стараясь вжиться в образ. Пишут, что он готов месяцами жить в одиночестве в аризонской пустыне (фильм "Последний из могикан"), не вылезать из инвалидного кресла даже за пределами съёмочной площадки (фильм "Моя левая нога"), два месяца до съемок ежедневно носить одежду 19-го века, цилиндр и трость (фильм "Эпоха невинности"). Неудивительно, что Дэниел даже стал одним из прототипов актера Кирка Лазаруса в исполнении Роберта Дауни-младшего в моем любимом фильме-пародии "Солдаты неудачи".




Кадр из фильма "Солдаты неудачи". Цитата от Кирка Лазаруса: "Я в образе, пока не отснимут все дополнительные материалы для DVD"


Обучение.

Вот и тут, чтобы полностью погрузиться в роль кутюрье, актер брал уроки шитья у главного художника по костюмам New York City Ballet's Марка Хаппела (Marc Happel). С ним его познакомил Марк Бриджес, уговорив Хаппела взять в качестве стажера известного актера.




Марк Хаппел


"Его научили там всему, от самых простых швов до самых сложных процессов", - рассказывал в интервью Пол Томас Андерсон. Поначалу Дэниел приходил после закрытия театральной мастерской и учился правильно держать ножницы, вкалывать булавки. Потом его научили снимать мерки, обметывать петли, пришивать пуговицы. Когда летом мастерская закрылась на несколько месяцев, Марк и Дэниел стали серьезно заниматься каждый день с 9 до 16 часов.
Дэй-Льюис изучал книги о моде, предоставленные ему Бриджесом и Хаппелем, ходил в Институт костюма при Музее Метрополитен, где текстильные эксперты показывали ему шедевры от Диора и Баленсиаги.




Платье от Баленсиаги


В конце обучения, в качестве домашнего задания, актеру было предложено повторить какое-нибудь известное платье, и Дэй-Льюис решил скопировать для своей жены наряд от Баленсиаги, пройдя весь процесс от начала и до конца: изучил фото платья, снял с жены мерки, построил выкройку, сшил и даже вышил само платье. Разумеется, ему немного помогал Марк Хаппел. "Получилось, действительно, очень хорошо", - оценил результат Бриджес, который подробно осмотрел серое фланелевое платье, вышитое лиловым шелком. "Платье от Баленсиаги было очень простым, - сказал актер, - вернее, выглядело очень просто, пока мне не пришлось выяснить способ, как можно его сделать. Боже, это невероятно сложно! В искусстве нет ничего более прекрасного, чем то, что кажется простым. Но если вы попытаетесь повторить эту чертову вещь, то поймете, что невозможно достичь этой легкой простоты. Ребекка [жена актера] была очень терпелива. Кодом, который я должен был взломать, оказалась вставка в подмышке. На фотографиях вы не видите, как разработана эта ластовица. Ребекка надевала это платье, что очень мило с ее стороны". К сожалению, не нашла в сети фото этого платья, но поверим актеру и художнику на слово)


Дизайнер Дэниел Дэй-Льюис

Дизайнер - это не только тот человек, что знает процесс изготовления вещи, в первую очередь, он сам придумывает, рисует модель и подбирает ткани.




Кадр из фильма "Призрачная нить"




Рисунок модели от  Дэй-Льюиса




Рисунок модели от  Дэй-Льюиса







Чтобы актер смог лучше прочувствовать образ персонажа, режиссер попросил Марка Бриджеса разрешить Дэй-Льюису придумать дизайн платья для героини Джины МакКи. Дэниел сделал эскиз, а Бриджесу было поручено воплотить его в жизнь. "Пол действительно хотел, чтобы он тоже почувствовал себя автором", - говорит Бриджес.




Кадр из фильма "Призрачная нить". То, что автор этого платья актер, многое оправдывает) Признаться, меня удивили стиль и пропорции этого наряда


Эскиз немного отредактировали: "Мы сделали его более практичным. На оригинал, вероятно, пошло бы около 30 фунтов бархата, поэтому накидка стала короче, и нам пришлось подгонять платье под Высокую моду 1950-х годов", - говорит Бриджес.







В результате появилось платье, которое выражает стиль дома: "Это кружева, богатые ткани, насыщенные цвета, намек на исторические ссылки", - добавляет он.





Для первого платья Альмы, которое для нее шьет Вудкок, купили уникальное кружево.




Фото-промо фильма "Призрачная нить"


"Для одного из платьев нам удалось найти великолепное трехметровое фламандское кружево XVII-го века; было много дискуссий о том, нужно ли нам резать это кружево или нет. Мы спросили Дэй-Льюиса том, как бы поступил в этом случае его персонаж? Он сказал нам, нужно резать кружево, чтобы дать ему новую жизнь", - вспоминала консультант художника по костюмам Сесиль Ван Дейк.




Фрагмент того самого фламанского кружева XVII-го века




28660840_1601515229896426_1624225894514009978_n.jpg

Mark Bridge's Academy Award-winning costumes from Phantom Thread, on display now at the FIDM Museum. http://blog.fidmmuseum.org/museum/2018/03/and-the-oscar-goes-to.html


Цветовую гамму фильма также выбирал Дэниел. "Он хотел иметь некоторое авторство в платьях Дома Вудкока, - объясняет Бриджес, - я дал ему каталог сатинов и сказал: "Почему ты не выбираешь цвет для одежды?". И Дэниел сделал отличный выбор: лавандовый, фиолетовый, розовый, сливовый. Все они - фирменные цвета его персонажа".




Paul Thomas Anderson on directing Daniel Day-Lewis in his final film, Phantom Thread


Bespoke для кутюрье.

Отправной точкой в выборе гаммы стали галстук-бабочка и носки Вудкока.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


Бабочка лавандового цвета сразу понравилась актеру, он выбрал ее среди множества других галстуков более классических цветов, к тому же она прекрасно гармонировала с его сединой.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


Потом актер выбрал пурпурные епископские носки из магазина "Gammarelli" в Риме, специализирующемся на изготовлении одежды для священников Ватикана.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


"Дэниел хотел пурпурные носки и рассказал нам, где их взять. Я думаю, он и Пол решили, что они будут хорошо работать на характер персонажа. Все время, пока мы делали его костюмы, мы пытались немного похулиганить, поскольку это свойственно английским эксцентрикам".




Носки с сайта "Gammarelli" http://www.gammarelli.com/listaProdotti.aspx?lingua=IT&sottocat=72


К тому же, пурпур - цвет императоров, возможно, надевая каждое утро такие носки, Вудкок поднимал свою самооценку, напоминая себе, что он глава маленькой империи.

Вещи, которые носит актер в кадре, безупречны и все это благодаря Дэй-Льюису. "Дэниел знает мир bespoke", - сказал Бриджес журналу "Vanity Fair". Он вырос в богатом районе лондонского Кенсингтона, будучи сыном поэта Сесила Дэй-Льюиса, и, как его отец, является клиентом ателье "Anderson & Sheppard", входящего в  Ассоциацию Savile Row Bespoke. Поэтому весь гардероб Вудкока шили в этом ателье, Бриджес лишь попросил сделать несколько небольших поправок в дизайне брюк и пиджаков. (Я рада, что Дэй-Льюис взял стиль и пошив гардероба своего персонажа под личный контроль, поскольку, на мой взгляд, Бриджес не справился с мужским костюмом в фильме "Артист", хотя и получил за него "Оскар". Ссылка на пост об этом внизу).





Кадр из фильма "Призрачная нить"


"Сегодня все очень подогнано по фигуре, очень стилизованно", - говорит брючный закройщик этого ателье Оливер Спенсер. "Тогда одежда была более свободной и расслабленной. Таким образом, брюки в сером городском костюме заканчивались высоко на талии (на пупке), были со складками, а также намного шире по сравнению с сегодняшним днем".




Кадр из фильма "Призрачная нить"


Дэй-Льюис и тут внес свои коррективы. "Он придавал большое значение деталям, предлагал различные типы лацканов и так далее. И хотя одежда правильная на тот период, она не так уж отличается от того, что мы делаем сейчас" - продолжил вспоминать закройщик.


PHANTOM THREAD

Кадр из фильма "Призрачная нить"


Я уже писала в посте про другой фильм Марка Бриджеса, что звезды Голливуда 30-х, 40-х гг шили в "Anderson & Sheppard" себе не только костюмы для жизни, но и для экрана. Среди клиентов ателье были кинозвезды тех лет Валентино, Фред Астер, Кэри Грант, Чарльз Чаплин, Марлен Дитрих.




Рудольфо Валентино


"Возможно, одной из причин, почему Голливуд всегда был так влюблен в "Anderson & Sheppard" - это потому, что наши костюмы хорошо выглядят не только в жизни, но и в движении на экране: мягкость - это наш фирменный знак", - говорит старший закройщик верхней одежды Леон Пауэлл. "Они не выглядят деревянными на экране, в них есть естественность и движение. Мы хотим, чтобы вы выглядели элегантно и стильно, но также чувствовали себя комфортно". Под мягкостью Пауэлл подразумевает знаменитый крой English Drape, который является отличительной чертой "Anderson & Sheppard".





The English Drape cut - это стиль однобортных и двубортных пиджаков или пальто. Их отличает свобода в груди, плечах и верхней части рукавов. У них слегка зауженная талия и более широкие вверху рукава, зауженные к запястью, что создает иллюзию широких плеч и плотно прилегающих рукавов.





Такой крой дает большую свободу для движений.




Принц Чарльз в "Anderson & Sheppard"


В "Anderson & Sheppard" шьет свои костюмы принц Чарльз (ателье официально числится поставщиком принца Уэльского), и в нем когда-то проходил стажировку Александр МакКуин. Он рассказывал в одном из интервью, что в то время хулиганил, делая нехорошие надписи внутри костюма, зашивая их под подкладку. Именно эта история натолкнула авторов на идею, что Вудкок тайно вшивает в свои костюмы маленькие ленточки с надписями, но только не с гадостями, а с добрыми пожеланиями и оберегами.


Вудкок и стиль "сельский джентльмен"




Кадр из фильма "Призрачная нить"


"Основная забота г-на Дэй-Льюиса (на Savile Row всех клиентов называют "г-н") заключалась в том, чтобы костюмы были сделаны из аутентичной ткани 50-х гг", - говорит директор по продажам "Anderson & Sheppard"  Мартин Кроуфорд.


Ткани, из которых шили костюмы Дэй-Льюису.


"Сегодня ткани намного легче, комфортнее, теперь у нас есть центральное отопление и так далее. Для синего шерстяного пальто мы использовали ткань на 34 унции, что почти вдвое толще того, что мы обычно используем, и оно одно из самых тяжелых пальто, с которыми я когда-либо сталкивался".




Кадр из фильма "Призрачная нить"






Актер консультировал американского художника по костюмам, посвящая в тонкости британского стиля: "Дэниел рассказывал о своих знакомых, поэтому мы знали, что серые фланелевые брюки будут правильными, потому что его дедушка всегда носил серую фланель со своей сельской одеждой, - сказал Бриджес.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


"Он знал людей, которые носили свои пиджаки от "Anderson & Sheppard" так же, как и Рейнольдс надевает в своем загородном доме - "годы и годы, и годы". Поскольку шились такие костюмы из толстого твида, то и носились долго. А на локтях всегда можно было поставить заплатку, это никого в Британии не смущает. Да и пошив в "Anderson & Sheppard" весьма дорог, даже принц Чарльз там обновляет свой гардероб раз в 15 лет, жалуясь, что "там все очень дорого". Кстати, в его гардеробе есть пальто, перешедшее к нему от дяди, которое он носит несколько десятилетий.




Пальто дяди Чарльза)


Именно некоторая заношенность костюмов и верхней одежды джентльмена считается подлинно британской чертой. Закройщик ателье вспоминает, что его попросили, чтобы одежда Дэй-Льюиса была готова за несколько недель до съемок, чтобы актер мог ее немного поносить, дабы вещи не выглядели новыми. Что и сказать - правильный подход!

Галстуки актер и художник по костюмам покупали в Мэйфэйр в галантерее Drake's и в Hilditch & Key. Обувь была изготовлена на заказ в George Cleverley, который открыл свой бутик Mayfair в 1958 году (кстати, именно эта марка обуви снималась в фильмах про Kingsman).





В обуви актер также прекрасно разбирается, ведь он год работал помощником сапожника во Флоренции (я писала об этом)
В Budd Shirt Makers Дэй-Льюис нашел пару лавандовых пижам, которые его персонаж носил в нескольких сценах.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


Бриджес называл эти шоппинг-экскурсии "изюминкой процесса".


Комплектация гардероба персонажа

Гардероб, который Бриджес и Дэй-Льюис собрали для Рейнольдса, убрали в шкаф персонажа. Как только начались съемки, Бриджес предоставил Дэй-Льюису возможность самому отбирать свои костюмы для сцен.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


"Я был с ним, принимая окончательные решения, просто мне показалось, что он хочет сам собрать определенные комбинации, и то, что он чувствовал при этом, помогало ему", - объяснил Бриджес.
Так Дэй-Льюис собрал и свою худшую комбинацию - твидовый пиджак с пижамой цвета лаванды - для сцены, в которой его персонаж потрясен, обнаружив, что Альма [Вики Крипс] нарушила его расписание, собираясь сделать ему сюрприз - домашний ужин.




Кадр из фильма "Призрачная нить"


Одетый некстати, Рейнольдс спускается вниз, выражая этим свое неудовольствие.

Дэй-Льюис тесно сотрудничал и художником-постановщиком, одобряя или отклоняя варианты мебели и аксессуаров, обдумывал цвет стен. Художник-декоратор Вероник Мелери вспоминает: «Я много времени обсуждала дизайн с Дэниелом, который принимал участие в каждом этапе создания фильма. У него были четкие представления о том, какие картины будут существовать в его мире, какие цветы будут его окружать, какую книгу он будет читать. Это заставляет декоратора уйти далеко в психику персонажа, и разговаривая с Дэниелом, вы говорите с его персонажем. Это увлекательная и сложная работа". 

Как видите, актер полностью создавал мир своего героя и погружался в него. Надо сказать, не всякому актеру это позволят). Но к Дэй-Льюису (три "Оскара" и три номинации на "Оскар") особое отношение.


Помощники.

В общем, на этом можно было бы и закончить пост. Но очень хочется немного сказать о помощниках актера и художника по костюмам на съемочной площадке.
Одним из членов команды Бриджеса была французский закройщик Сесиль Ван Дейк, которая научилась своему ремеслу в Central Saint Martins (Лондонский Университет Искусств). Сесиль консультировала Дэй-Льюиса во время сцен, требующих знаний сложного кроя. И даже снялась в одной из сцен.




На фото справа с актером Сесиль


Подлинность происходящему в ателье Вудкока добавили Джоан Эмили Браун и Сью Кларк. Андерсон, Бриджес и Дэй-Льюис познакомились с ними в музее Виктории и Альберта, где изучали британскую моду. Андерсон обнаружил, что у обеих женщин был большой опыт в моде, Браун работала в двух крупных ателье на Savile Row в 1950-х годах, в том числе у Hardy Amies. Кларк преподавала историю моды. Он нанял обеих в качестве креативных консультантов и даже дал им роли швей Наны и Бидди.




На фото дамы в очках: Джоан Эмили Браун и Сью Кларк




Они помогли актерам и съемочной группе понять иерархию рабочих мест, сложную структуру взаимоотношений между закройщиками и швеями, рассказали о жестко соблюдаемом этикете, который был отличительной чертой лучших Домов мод. Дамы присутствовали на репетициях сцен, в которых Дэй-Льюис должен был работать в своем ателье, поправляли неточности и давали советы.

Все это, плюс, весьма немалый бюджет и серьезное участие исполнителя главной роли в создании правильной атмосферы кадра обеспечили документальную достоверность сцен. А "Оскар" ушел только к художнику по костюмам ;-)


Напоминаю вам мои старые посты:

Флорентийский сапожник Дэниел Дэй-Льюис.https://la-gatta-ciara.livejournal.com/311412.html

Фрак 1930 - х годов, или Что мне не понравилось в "Артисте". https://la-gatta-ciara.livejournal.com/115305.html

Браво, "Артист"! https://la-gatta-ciara.livejournal.com/110134.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий