С точки зрения простого зрителя, в работе художника-постановщика кино нет ничего сложного: подумаешь, найти подходящий интерьер или красивый лесок для съемок! Но это далеко не так. Деревенька на заднем плане, комната, в которой снимается сцена, мебель, находящаяся в ней, словом, все, что окружает актеров в кадре - продумано до мелочей и исполнено под надзором художника-постановщика, потому что именно он отвечает за визуальный ряд, стиль и атмосферу фильма. Я попросила у одного из самых талантливых и ведущих художников современного отечественного кино Сергея Февралева рассказать вам о своей работе. В посте также использован иллюстративный материал и воспоминания о проектах, взятые с фейсбука Сергея.
Художник-постановщик С. Февралев.
Среди работ Сергея есть большие и известные всем проекты:
2012 БЕЛЫЙ ТИГР, реж. К. Шахназаров
2012 ОРДА, реж. А. Прошкин
2015 ДОРОГА НА БЕРЛИН, реж. С. Попов
2015 ОН - ДРАКОН, реж. И. Джендубаев
2016 АННА КАРЕНИНА. реж. К. Шахназаров
За фильм "Орда" художник получил премию кинокритики и кинопрессы "БЕЛЫЙ СЛОН", кинопремию "ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ" и кинопремию "НИКА".
Я: Что подтолкнуло Вас к решению стать художником-постановщиком?
С. Февралев: Я не знаю, как становятся художником-постановщиком, и не могу сказать, что такое художник-постановщик. Стал ли я им? На том профессиональном безрыбье, которое сегодня существует в кино, я вхожу, наверное, в 25 ведущих художников кино России. Но это настолько субъективно. Киносообщество сейчас разрознено и нет единого понимания этой профессии, статуса того или иного художника. А если отвечать на вопрос: "Что подтолкнуло Вас к решению стать художником-постановщиком?" бытовым языком, то: переехал в Москву, нужно было платить за съемную квартиру, случайно в этот момент набирались курсы на Мосфильме, поступил, пошел помощником художника в кино, через 3 года стал художником-постановщиком сам.
Художник-постановщик С. Февралев и режиссер К. Шахназаров.
Что нравится Вам в Вашей профессии?
"Нравится" - это неправильное слово. Это потребность. Как то у меня было месяца 3 без работы, и я просто взвыл от потребности что-то делать. Даже стал пробовать другое, но успокоился только тогда, когда меня снова пригласили художником. Это психофизика. У художников вообще со временем отпадает такое понятие как профессия. Художник не может с 9 до 18 быть художником, а потом как бы резко не стать им на вечер, выходной или отпуск. Настоящий художник остается художником всегда и в любое время. Мы работаем круглосуточно. Точнее даже не работаем. Это не работа, а наша жизнь. Мы живем. И поверьте это не пафосные слова, а так оно и есть. И если у рабочего может быть тяжелая работа, то у настоящего художника (особенно в кино) тяжелая жизнь, потому что он сам ее себе усложнит своими поисками и стремлениями создать что то интересное. Ну а дальше кто сколько протянет.
Художник-постановщик С. Февралев.
В чем суть профессии художник-постановщик?
В контракте у художников-постановщиков кино есть один пункт: "Отвечает за художественную целостность кинокартины". Вот собственно и есть основная задача художника кино, суть его профессии. Другое дело, что он должен еще уметь это сделать не только на листе бумаги, но и воплотить в реальности. Но это тоже относится к зоне его ответственности. Не смог воплотить - значит не смог удержать художественную целостность кинокартины. А кто отвечает, тот и принимает решение по выбору художественного направления в работе над кинофильмом.
Бывает и так, что два месяца изучаешь материалы, полтора месяца разрабатываешь чертежи декорации, три месяца строишь декорацию... и все это ради трех съемочных дней. Так случилось и на фильме "ОРДА" (здесь и почти все дальше курсивом - цитаты из фейсбука Сергея Февралева).
Эскиз декорации Москвы из фильма "Орда". Художник-постановщик С. Февралев
Весь мир Руси состоял из двух объектов: декорация бревенчатой Москвы середины 14 века и интерьер второго Успенского собора.
Кадр из фильма "Орда"
Москву снимали 5 дней. Успенский собор 3 дня. Но здесь важно насколько художник к себе взыскателен, и готов ли он, несмотря на столь маленькое количество съемочных дней, тратить свои силы и силы своей команды. Мы себя не пожалели и сделали все подробно.
Фильм "Орда". Эскиз декорации "Успенский собор". Художник-постановщик С. Февралев
Декорация "Успенский собор"
Как взаимодействуют художник-постановщик с режиссером и оператором?
Представим, что картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" - это один кадр будущей кинокартины. Так вот, пейзаж и костюм - работа художника, композиция и свет - работа оператора, а выбор актрисы и работа с ней, чтобы потом все рассуждали о ее уникальной улыбке - это работа режиссера.
Мы стараемся не лезть в работу друг друга, а если и лезем, то дураки, потому что ничего в этом не понимаем. И все наши разговоры только для того, чтобы свести наши усилия к одному целостному произведению.
Дают ли Вам режиссеры свои "пожелания", ссылаясь на картины известных живописцев?
Режиссер всегда высказывает свои пожелания. И тут очень важно насколько у вас складывается взаимопонимание. Задача режиссера наметить художнику основные векторы, конфликты, ощущения. Кому-то для этого достаточно слов, а саму визуальную пластику он оставляет на усмотрение художника. Кто-то, думая, что его могут не понять, подсовывает картинки, Другой просит посмотреть какие то кинокартины. На это у художника возникают ответные слова, картины и кино. Все это - форма диалога, в процессе которого почти всегда возникает что-то третье, какое то новое решение кино, о котором вначале никто из киногруппы даже не подозревал.
Фильм "Орда". Декорация "Бани". Художник-постановщик С. Февралев
Режиссер А. Прошкин рассказывал в интервью: "Павильоны [фильма "Орда"] мы строили на «Мосфильме», и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего" (http://e-vestnik.ru/interviews/filma_orda_premera_3906/)
Фильм "Орда". Декорация "Дворец Хана". Художник-постановщик С. Февралев
Фильм "Орда". Декорация "Бани-Ад". Художник-постановщик С. Февралев
Имеет ли художник-постановщик отношение к натурным сценам?
Весь мир, включая леса, поля, реки, провинциальные городки и деревушки… все это, внутри отдельно взятого фильма, должно быть подчинено целостному художественному образу. Отбор натурных объектов для художника кино - один из инструментов создания образа. Мало того, мы часто поправляем натурные объекты, корректируем их с помощью достроек и додекорировок, как под отдельные сцены, так и под стиль и образ картины в целом.
Фильм "Белый тигр". Декорация "Деревня под танковый бой". Художник-постановщик С. Февралев
"На картине «Белый тигр» был интересный случай. Мы строили декорацию «Деревня», в которой должен был происходить бой Т-34 с Белым тигром. По сценарию, в деревне было множество немцев и техники, и нашему танку приходилось преодолевать разные препятствия, прежде чем встретиться с главным противником - Немецким супер-танком. И это должна быть кульминационная схватка. Так же сценарий был с намеком на мистику, и художественный цех решил делать декорацию «Деревня» как бы потустороннюю, пугающую.
Фильм "Белый тигр". Декорация "Деревня под танковый бой". Художник-постановщик С. Февралев
Режиссер почему-то долго не ехал на декорацию и появился только за 3 дня до съемок этого объекта. Ему понравилось. А вечером он предложил переписать сцену под декорацию. Были убраны все второстепенные бои в деревне, и остался один только бой между двумя танками и третий танк использовался как приманка. В результате в кино получилась уникальная сцена, где действуют только танки. Некий мистический кукольный театр из танков или танковый завораживающий балет.
Кадр из фильма "Белый тигр"
Фильм "Белый тигр". Эскиз подбитого танка. Художник-постановщик С. Февралев
Еще один штрих к работе художника-постановщика:
Фильм "Белый тигр". Чертежи макета подбитого танка. Художник-постановщик С. Февралев
Фильм "Белый тигр". Подбитый танк. Художник-постановщик С. Февралев
Художник по костюмам, как и художник по гриму, и художник по реквизиту, в общем, подчиняются художнику-постановщику. Когда мы работаем с профессионалами для создания единого визуального образа достаточно нескольких тем для обсуждения: ощущение, силуэт, цвет, фактура. Вся остальная работа - это авторская работа художника по костюмам, художника по гриму, художника по реквизиту. Не нужно упиваться своей возможностью и правом диктовать мнение другим творческим профессиям. Иногда художники по костюмам, художники по гриму и художники по реквизиту могут предложить что-то настолько интересное, что вам и в голову не придёт. А если это так, то настояв на своем, вы лишите кино и себя чего то лучшего.
Работая над декорацией "Санкт-Петербург" [Фильм и сериал "Анна Каренина. История Вронского"], мы хотели создать ощущение "духоты", "запертости" для нашей героини. Мы решили поместить ее в огромный, хоть красивый и помпезный, но все-таки "каменный мешок". Чтобы воплотить эту идею для разработки фасадов зданий выбрали самые тяжеловесные здания Санкт-Петербурга с массивными колоннами, рустами и дверьми. Замкнули улицы арками перекрывающими перспективу (Сенатская арка и арка главного почтамта). И цвет... Мы не стали использовать классические цвета для выкраски домов (охра с белым, барочный-розовый с грязной охрой, голубой со светло-серым и др.), а намешали все оттенки гранита. Получилась довольно разнообразная, но суровая цветовая гамма.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Санкт-Петербург". Художник-постановщик С. Февралев
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Декорация "Санкт-Петербург". Художник-постановщик С. Февралев
К этому цветовому решению привели и все остальное: реквизит, портьеры в окна, кареты. Даже некоторые кареты разработали и изготовили специально для этой декорации.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Кадр из фильма
Эскиз кареты. Художник-постановщик С. Февралев
Художники по костюмам [Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров] также согласились играть в нашу игру. Чтобы только Анна была как-бы не из этого мира.
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского".
Как вспоминал в одном из интервью художник по костюмам фильма Дмитрий Андреев - "Гамму северной столицы... составляли в основном все холодные, «отчуждённые» оттенки серого, черного, зеленоватых и коричневатых тонов… И только гардероб Карениной состоял из ярких, порой контрастирующих оттенков пурпура, фуксии, лаванды и кроваво-красных тонов" (источник http://mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=12790)
Мы попытались создать некое пространство, в чем-то холодное и неудобное, в чем-то мещанское и безвкусное, в чем-то пыльное и запущенное, - продолжает рассказывать художник-постановщик фильма "Анна Каренина. История Вронского" Сергей Февралев.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Дом Карениных". Художник-постановщик С. Февралев
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского".
Одним словом, мир, в котором главной героине было бы невыносимо. А красота интерьеров это только маска, за которой скрывается отсутствие всякой жизни.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Дом Карениных". Художник-постановщик С. Февралев
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"
Объекты «Бальный зал» и «Театр» было решено объединить в один зал при помощи небольшой перестройки. Это пространство должно было олицетворять весь Высший свет. Сама декорация была задумана как огромный зал для последнего прощания. Черные мраморные колонны с бронзовым основанием и капителью и с бронзовыми ветвями в канелюре. Завершающие их черные мраморные обелиски с бронзовым венком.
Художник-постановщик С. Февралев на фоне декорации "Бальный зал"
Черные мраморные порталы дверей с бронзовой отбивкой чем то напоминающие могилы. Все это должно было создавать ощущение траура и намекать на неминуемый конец этой истории.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Бальный зал". Художник-постановщик С. Февралев
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"
Как рождается визуальный стиль картины?
Это один из самых сложных вопросов, на который однозначно ответить невозможно. Дело в том, что стиль - это одно из сильнейших орудий кино. Если говорить об исторических стилях, то каждый из них - это целый мир, со своей культурой и нравственностью. Используя тот или иной исторический стиль, мы либо апеллируем к его ценностям, либо спорим с ними, а порой и высмеиваем его. Тогда же когда мы создаем свой неповторимый стиль для отдельно взятого кино, то вместе с ним мы создаем и свою систему ценностей. Стиль диктует нравы, а значит и некую нравственность. И наоборот это тоже работает. Некие нравственные основы в сценарии мы переводим в нравы (поступки) и вместе с тем в стиль жизни главных героев, или стиль мира вокруг персонажей. Стиль, созданный художником - это его личное понимание, что есть добро и что есть зло.
Кадр из фильма "Белый тигр". Декорация "Кабинет Гитлера". Художник-постановщик С. Февралев
Декорация "Кабинет Гитлера". Это художественный образ предполагаемого кабинета. И здесь виден почерк художника: гигантские панно на стенах, игра фактур и цвета - матовой монохронности панелей и золотистого блеска барельефа. Сразу вспоминается театр, с его масштабами и визуальной четкостью декораций. Сергей и не скрывает, что "...начинал я в театре. И театр научил меня умению делать все своими руками, работать с разными цехами и добиваться задуманного. Это был первый опыт материализации мыслей и идей. А мысли и идеи в театре свободнее и необузданнее, чем в кино. Теперь я художник кино. Но понимание художественного замысла, так как понимают его в театре, я стараюсь перенести и в кино. Одним словом скучаю".
Барельеф в стиле "Ар Нуво" из декорации "Кабинет Гитлера". Художник-постановщик С. Февралев
Что нужно знать и уметь художнику-постановщику?
Художник-постановщик С. Февралев.
Среди работ Сергея есть большие и известные всем проекты:
2012 БЕЛЫЙ ТИГР, реж. К. Шахназаров
2012 ОРДА, реж. А. Прошкин
2015 ДОРОГА НА БЕРЛИН, реж. С. Попов
2015 ОН - ДРАКОН, реж. И. Джендубаев
2016 АННА КАРЕНИНА. реж. К. Шахназаров
За фильм "Орда" художник получил премию кинокритики и кинопрессы "БЕЛЫЙ СЛОН", кинопремию "ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ" и кинопремию "НИКА".
Я: Что подтолкнуло Вас к решению стать художником-постановщиком?
С. Февралев: Я не знаю, как становятся художником-постановщиком, и не могу сказать, что такое художник-постановщик. Стал ли я им? На том профессиональном безрыбье, которое сегодня существует в кино, я вхожу, наверное, в 25 ведущих художников кино России. Но это настолько субъективно. Киносообщество сейчас разрознено и нет единого понимания этой профессии, статуса того или иного художника. А если отвечать на вопрос: "Что подтолкнуло Вас к решению стать художником-постановщиком?" бытовым языком, то: переехал в Москву, нужно было платить за съемную квартиру, случайно в этот момент набирались курсы на Мосфильме, поступил, пошел помощником художника в кино, через 3 года стал художником-постановщиком сам.
Художник-постановщик С. Февралев и режиссер К. Шахназаров.
Что нравится Вам в Вашей профессии?
"Нравится" - это неправильное слово. Это потребность. Как то у меня было месяца 3 без работы, и я просто взвыл от потребности что-то делать. Даже стал пробовать другое, но успокоился только тогда, когда меня снова пригласили художником. Это психофизика. У художников вообще со временем отпадает такое понятие как профессия. Художник не может с 9 до 18 быть художником, а потом как бы резко не стать им на вечер, выходной или отпуск. Настоящий художник остается художником всегда и в любое время. Мы работаем круглосуточно. Точнее даже не работаем. Это не работа, а наша жизнь. Мы живем. И поверьте это не пафосные слова, а так оно и есть. И если у рабочего может быть тяжелая работа, то у настоящего художника (особенно в кино) тяжелая жизнь, потому что он сам ее себе усложнит своими поисками и стремлениями создать что то интересное. Ну а дальше кто сколько протянет.
Художник-постановщик С. Февралев.
В чем суть профессии художник-постановщик?
В контракте у художников-постановщиков кино есть один пункт: "Отвечает за художественную целостность кинокартины". Вот собственно и есть основная задача художника кино, суть его профессии. Другое дело, что он должен еще уметь это сделать не только на листе бумаги, но и воплотить в реальности. Но это тоже относится к зоне его ответственности. Не смог воплотить - значит не смог удержать художественную целостность кинокартины. А кто отвечает, тот и принимает решение по выбору художественного направления в работе над кинофильмом.
Бывает и так, что два месяца изучаешь материалы, полтора месяца разрабатываешь чертежи декорации, три месяца строишь декорацию... и все это ради трех съемочных дней. Так случилось и на фильме "ОРДА" (здесь и почти все дальше курсивом - цитаты из фейсбука Сергея Февралева).
Эскиз декорации Москвы из фильма "Орда". Художник-постановщик С. Февралев
Весь мир Руси состоял из двух объектов: декорация бревенчатой Москвы середины 14 века и интерьер второго Успенского собора.
Кадр из фильма "Орда"
Москву снимали 5 дней. Успенский собор 3 дня. Но здесь важно насколько художник к себе взыскателен, и готов ли он, несмотря на столь маленькое количество съемочных дней, тратить свои силы и силы своей команды. Мы себя не пожалели и сделали все подробно.
Фильм "Орда". Эскиз декорации "Успенский собор". Художник-постановщик С. Февралев
Декорация "Успенский собор"
Как взаимодействуют художник-постановщик с режиссером и оператором?
Представим, что картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" - это один кадр будущей кинокартины. Так вот, пейзаж и костюм - работа художника, композиция и свет - работа оператора, а выбор актрисы и работа с ней, чтобы потом все рассуждали о ее уникальной улыбке - это работа режиссера.
Мы стараемся не лезть в работу друг друга, а если и лезем, то дураки, потому что ничего в этом не понимаем. И все наши разговоры только для того, чтобы свести наши усилия к одному целостному произведению.
Дают ли Вам режиссеры свои "пожелания", ссылаясь на картины известных живописцев?
Режиссер всегда высказывает свои пожелания. И тут очень важно насколько у вас складывается взаимопонимание. Задача режиссера наметить художнику основные векторы, конфликты, ощущения. Кому-то для этого достаточно слов, а саму визуальную пластику он оставляет на усмотрение художника. Кто-то, думая, что его могут не понять, подсовывает картинки, Другой просит посмотреть какие то кинокартины. На это у художника возникают ответные слова, картины и кино. Все это - форма диалога, в процессе которого почти всегда возникает что-то третье, какое то новое решение кино, о котором вначале никто из киногруппы даже не подозревал.
Фильм "Орда". Декорация "Бани". Художник-постановщик С. Февралев
Режиссер А. Прошкин рассказывал в интервью: "Павильоны [фильма "Орда"] мы строили на «Мосфильме», и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего" (http://e-vestnik.ru/interviews/filma_orda_premera_3906/)
Фильм "Орда". Декорация "Дворец Хана". Художник-постановщик С. Февралев
Фильм "Орда". Декорация "Бани-Ад". Художник-постановщик С. Февралев
Имеет ли художник-постановщик отношение к натурным сценам?
Весь мир, включая леса, поля, реки, провинциальные городки и деревушки… все это, внутри отдельно взятого фильма, должно быть подчинено целостному художественному образу. Отбор натурных объектов для художника кино - один из инструментов создания образа. Мало того, мы часто поправляем натурные объекты, корректируем их с помощью достроек и додекорировок, как под отдельные сцены, так и под стиль и образ картины в целом.
Фильм "Белый тигр". Декорация "Деревня под танковый бой". Художник-постановщик С. Февралев
"На картине «Белый тигр» был интересный случай. Мы строили декорацию «Деревня», в которой должен был происходить бой Т-34 с Белым тигром. По сценарию, в деревне было множество немцев и техники, и нашему танку приходилось преодолевать разные препятствия, прежде чем встретиться с главным противником - Немецким супер-танком. И это должна быть кульминационная схватка. Так же сценарий был с намеком на мистику, и художественный цех решил делать декорацию «Деревня» как бы потустороннюю, пугающую.
Фильм "Белый тигр". Декорация "Деревня под танковый бой". Художник-постановщик С. Февралев
Режиссер почему-то долго не ехал на декорацию и появился только за 3 дня до съемок этого объекта. Ему понравилось. А вечером он предложил переписать сцену под декорацию. Были убраны все второстепенные бои в деревне, и остался один только бой между двумя танками и третий танк использовался как приманка. В результате в кино получилась уникальная сцена, где действуют только танки. Некий мистический кукольный театр из танков или танковый завораживающий балет.
Кадр из фильма "Белый тигр"
Вот таким сложным путем, благодаря декорации, построенной с настроением, таланту и чуткости режиссера, удалось сэкономить бюджет фильма. Хотя при работе над этой декорацией никто, конечно, об этом не думал.
Фильм "Белый тигр". Эскиз подбитого танка. Художник-постановщик С. Февралев
Еще один штрих к работе художника-постановщика:
Картина «БЕЛЫЙ ТИГР».
Задача: воссоздать поле с подбитыми танками.
1. Собираем иконографический материал.
2. Делаем набросок, чтобы уловить эмоцию.
3. Делаем эскизы. Уже придумано, что танки умирают как люди, и их смерть может многое рассказать о последних часах жизни. И вот тут иногда художник останавливается, а впереди еще много работы.
4. Находим характер каждого танка.
5. Делаем чертежи-развертки каждого отдельного танка.
6. Делаем описание работ по каждому танку.
Фильм "Белый тигр". Чертежи макета подбитого танка. Художник-постановщик С. Февралев
Можно отдавать на обсчет и в изготовление. Осмечивание показывает, что танки слишком дороги, они должны догорать, а фактура должна быть сложной. Продолжаем работу.
7. Танки решено делать из металла.
8. Придумываем фактуру, которая при горении металла не отслоится.
9. Придумываем танки-конструкторы, которые при разном монтаже могут быть неузнаваемы и рассчитываем их сразу на несколько разных сцен.
Фильм "Белый тигр". Подбитый танк. Художник-постановщик С. Февралев
Вроде бы все. Но дальше начинается самое сложное. Любой изготовитель мечтает потратить меньше сил, получив всю сумму денежного вознаграждения. Поэтому…
10. Подписывая с изготовителем договор, намечаем этапы приемки.
11. Навещаем изготовителя, отслеживая точность и качество работ.
12. После сдачи доводим танки своей командой (и это неизбежно)."
Как работают художник-постановщик с художником по костюмам?Художник по костюмам, как и художник по гриму, и художник по реквизиту, в общем, подчиняются художнику-постановщику. Когда мы работаем с профессионалами для создания единого визуального образа достаточно нескольких тем для обсуждения: ощущение, силуэт, цвет, фактура. Вся остальная работа - это авторская работа художника по костюмам, художника по гриму, художника по реквизиту. Не нужно упиваться своей возможностью и правом диктовать мнение другим творческим профессиям. Иногда художники по костюмам, художники по гриму и художники по реквизиту могут предложить что-то настолько интересное, что вам и в голову не придёт. А если это так, то настояв на своем, вы лишите кино и себя чего то лучшего.
Работая над декорацией "Санкт-Петербург" [Фильм и сериал "Анна Каренина. История Вронского"], мы хотели создать ощущение "духоты", "запертости" для нашей героини. Мы решили поместить ее в огромный, хоть красивый и помпезный, но все-таки "каменный мешок". Чтобы воплотить эту идею для разработки фасадов зданий выбрали самые тяжеловесные здания Санкт-Петербурга с массивными колоннами, рустами и дверьми. Замкнули улицы арками перекрывающими перспективу (Сенатская арка и арка главного почтамта). И цвет... Мы не стали использовать классические цвета для выкраски домов (охра с белым, барочный-розовый с грязной охрой, голубой со светло-серым и др.), а намешали все оттенки гранита. Получилась довольно разнообразная, но суровая цветовая гамма.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Санкт-Петербург". Художник-постановщик С. Февралев
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Декорация "Санкт-Петербург". Художник-постановщик С. Февралев
К этому цветовому решению привели и все остальное: реквизит, портьеры в окна, кареты. Даже некоторые кареты разработали и изготовили специально для этой декорации.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Кадр из фильма
Эскиз кареты. Художник-постановщик С. Февралев
Художники по костюмам [Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров] также согласились играть в нашу игру. Чтобы только Анна была как-бы не из этого мира.
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского".
Как вспоминал в одном из интервью художник по костюмам фильма Дмитрий Андреев - "Гамму северной столицы... составляли в основном все холодные, «отчуждённые» оттенки серого, черного, зеленоватых и коричневатых тонов… И только гардероб Карениной состоял из ярких, порой контрастирующих оттенков пурпура, фуксии, лаванды и кроваво-красных тонов" (источник http://mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=12790)
Мы попытались создать некое пространство, в чем-то холодное и неудобное, в чем-то мещанское и безвкусное, в чем-то пыльное и запущенное, - продолжает рассказывать художник-постановщик фильма "Анна Каренина. История Вронского" Сергей Февралев.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Дом Карениных". Художник-постановщик С. Февралев
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского".
Одним словом, мир, в котором главной героине было бы невыносимо. А красота интерьеров это только маска, за которой скрывается отсутствие всякой жизни.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Дом Карениных". Художник-постановщик С. Февралев
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"
Объекты «Бальный зал» и «Театр» было решено объединить в один зал при помощи небольшой перестройки. Это пространство должно было олицетворять весь Высший свет. Сама декорация была задумана как огромный зал для последнего прощания. Черные мраморные колонны с бронзовым основанием и капителью и с бронзовыми ветвями в канелюре. Завершающие их черные мраморные обелиски с бронзовым венком.
Художник-постановщик С. Февралев на фоне декорации "Бальный зал"
Черные мраморные порталы дверей с бронзовой отбивкой чем то напоминающие могилы. Все это должно было создавать ощущение траура и намекать на неминуемый конец этой истории.
Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Бальный зал". Художник-постановщик С. Февралев
Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"
Как рождается визуальный стиль картины?
Это один из самых сложных вопросов, на который однозначно ответить невозможно. Дело в том, что стиль - это одно из сильнейших орудий кино. Если говорить об исторических стилях, то каждый из них - это целый мир, со своей культурой и нравственностью. Используя тот или иной исторический стиль, мы либо апеллируем к его ценностям, либо спорим с ними, а порой и высмеиваем его. Тогда же когда мы создаем свой неповторимый стиль для отдельно взятого кино, то вместе с ним мы создаем и свою систему ценностей. Стиль диктует нравы, а значит и некую нравственность. И наоборот это тоже работает. Некие нравственные основы в сценарии мы переводим в нравы (поступки) и вместе с тем в стиль жизни главных героев, или стиль мира вокруг персонажей. Стиль, созданный художником - это его личное понимание, что есть добро и что есть зло.
Кадр из фильма "Белый тигр". Декорация "Кабинет Гитлера". Художник-постановщик С. Февралев
Декорация "Кабинет Гитлера". Это художественный образ предполагаемого кабинета. И здесь виден почерк художника: гигантские панно на стенах, игра фактур и цвета - матовой монохронности панелей и золотистого блеска барельефа. Сразу вспоминается театр, с его масштабами и визуальной четкостью декораций. Сергей и не скрывает, что "...начинал я в театре. И театр научил меня умению делать все своими руками, работать с разными цехами и добиваться задуманного. Это был первый опыт материализации мыслей и идей. А мысли и идеи в театре свободнее и необузданнее, чем в кино. Теперь я художник кино. Но понимание художественного замысла, так как понимают его в театре, я стараюсь перенести и в кино. Одним словом скучаю".
Барельеф в стиле "Ар Нуво" из декорации "Кабинет Гитлера". Художник-постановщик С. Февралев
Что нужно знать и уметь художнику-постановщику?
Знать и уметь - это одно и то же. Болтунов в кино не любят, не умеешь - значит, не знаешь. Поэтому ограничимся ответом на вопрос "Что нужно уметь?":
1. Уметь мыслить образами
2. Уметь мыслить пространственно.
3. Уметь управлять эмоцией зрителя через форму, силуэт, цвет, фактуру, ритм, изобразительную пластику и др.
4. Уметь из прочтенного сценария выявить визуальную мысль
5. Уметь любую фразу или мысль выразить с помощью изобразительных средств.
2. Уметь мыслить пространственно.
3. Уметь управлять эмоцией зрителя через форму, силуэт, цвет, фактуру, ритм, изобразительную пластику и др.
4. Уметь из прочтенного сценария выявить визуальную мысль
5. Уметь любую фразу или мысль выразить с помощью изобразительных средств.
Но сейчас вся инфраструктура, профессиональный уровень специалистов и производственная база киноиндустрии находятся в настолько плачевном состоянии, что художнику нужно еще:
6. Уметь изображенное на эскизе воплотить в реальность
7. Уметь работать с макетом и прирезкой
8. Уметь читать чертежи и чертить чертежи.
9. Уметь работать с деньгами (бюджет, смета).
10. Уметь работать с людьми… со всеми людьми: от режиссера до сварщика
11. Уметь работать руками.
12. Уметь … Главное уметь.
Большое спасибо Сергею за интервью! Желаю ему от своего и вашего имени новых интересных проектов и талантливых, умных режиссеров!
В посте использованы рисунки и фотографии из личного архива С. Февралева.
Еще много интересного вы можете прочитать и посмотреть на фейсбуке художника https://www.facebook.com/s.s.fevralev?fref=ts
Посты на похожие темы:
Художник - постановщик Данте Ферретти о себе и великих режиссерах. https://la-gatta-ciara.livejournal.com/242344.html
Декорации сериала «Американская история ужасов: Отель»: ацтеки, Кубрик и "зизаг-модерн". https://la-gatta-ciara.livejournal.com/383601.html
С любовью к Риму. Декорации сериала "Молодой Папа" https://la-gatta-ciara.livejournal.com/397996.html
7. Уметь работать с макетом и прирезкой
8. Уметь читать чертежи и чертить чертежи.
9. Уметь работать с деньгами (бюджет, смета).
10. Уметь работать с людьми… со всеми людьми: от режиссера до сварщика
11. Уметь работать руками.
12. Уметь … Главное уметь.
Большое спасибо Сергею за интервью! Желаю ему от своего и вашего имени новых интересных проектов и талантливых, умных режиссеров!
В посте использованы рисунки и фотографии из личного архива С. Февралева.
Еще много интересного вы можете прочитать и посмотреть на фейсбуке художника https://www.facebook.com/s.s.fevralev?fref=ts
Посты на похожие темы:
Художник - постановщик Данте Ферретти о себе и великих режиссерах. https://la-gatta-ciara.livejournal.com/242344.html
Декорации сериала «Американская история ужасов: Отель»: ацтеки, Кубрик и "зизаг-модерн". https://la-gatta-ciara.livejournal.com/383601.html
С любовью к Риму. Декорации сериала "Молодой Папа" https://la-gatta-ciara.livejournal.com/397996.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий