пятница, 18 августа 2017 г.

"Как вам это понравится". Дали оформляет спектакль Висконти.

"Почему я обратился к стилю XVIII века, ведь творчество Шекспира относится к рубежу XVI и XVII веков?... Нужна ли мне "историческая достоверность"? Кому она так уж необходима? Профессору или историку?... Не лучше уж выбрать век посвободнее, поромантичней, в котором больше фантазии и прелести? Вот я и решил поместить всю интригу, весь балет в атмосферу XVIII века, который Дали превратил в осенний, яркий, полный веселья и печали XVIII век, век не исторический, но придуманный, век невинности. Отсюда и костюмы в стиле "Кота в сапогах" - они словно бы напоминают о золотом, зачарованном времени"

Л. Висконти

Давно хочу с вами поделиться отрывком из "Автобиографии" режиссера Ф. Дзеффирелли о том, как он в молодости работал помощником у Сальватора Дали.




Висконти рассматривает эскиз декораций Дали к спектаклю "Как вам это понравится"



"чтобы поскорее забыть неудачу фильма "Земля дрожит" и крах политических надежд, Лукино решил упрочить свое положение в театре сразу двумя серьезными постановками: пьесы Шекспира и вслед за ней - шедевра Тенесси, авторское право на который он получил при поддержке Доналда. Осенью 1948 года начались репетиции "Как вам это понравится" Шекспира (итальянское название "Розалинда") с потрясающими исполнителями: Морелли, Руджери, Гассман, Стоппа и другими, в принципиально новым сценическим оформлением, для которого ему удалось привлечь великого художника ХХ века Сальватора Дали.




Режиссер Лукино Висконти (слева) и художник Сальватор Дали (справа)


Постановка должна была обойтись в целое состояние, но для меня дошли слухи, что это сотрудничество предложила его давняя подруга Коко Шанель, которая и бралась оплатить огромные счета Дали.




С. Дали и Коко Шанель


Как можно было предположить, Дали сразу забросал нас совершенно невероятными идеями, и все Висконти, в особенности милейшая Уберта, включились в финансирование постановки, стараясь ради престижа семейства.
Дали в самом деле был великим художником. Все, что он создавал, было оригинальным, причудливым и притом выполнено рукой совершенного, безупречного мастера. Никогда не встречал человека, который бы так искусно владел кистью и красками. Я получил образование во Флорентийской Академии художеств, умел ценить живопись и был покорен Дали, настоящим колоссом. Висконти поручил мне очень ответственное дело - помогать Дали в качестве ассистента художника-постановщика. Просто сказка. Я целых два месяца проработал, набираясь уникального опыта, рядом с этим безумным, одержимым каталонцем, который сумел бы прочистить мозги даже самым упрямым противникам искусства.

Каждое утро я заезжал за ним в гостиницу. Не успевал он сесть в машину, как обрушивал на меня водопад рожденных за ночь идей, и всю дорогу говорил, не давая вставить ни словечка. Правда, иногда вдруг останавливался, словно сомневаясь, что я успеваю за всеми его бредовыми идеями.
- Может случиться что угодно. В искусстве все возможно, - говорил он, наставив на меня палец. А потом вдруг спрашивал: - Тебе не кажется это чересчур нелепым?
- Нет, не кажется, - весело отвечал я, - это именно то, чего я от вас и ожидал.
Услышав такой ответ, Дали давал полную волю своей могучей фантазии, но не сводил с меня глаз, будто я был для него лакомым кусочком. Он залезал в невероятные дебри, может быть, чтобы показать, что не зря я возлагаю на него такие надежды. Ему не хотелось меня разочаровывать. Работать с ним было одно удовольствие, и я понимал, что если смогу переварить этот уникальный опыт, потом мне будет по плечу все, что угодно.




Рисунок Дали к спектаклю


По замыслу Дали, шекспировские персонажи-изгнанники жили в самом настоящем Арденнском лесу, но без роскоши.




Эскиз декорации. Центральный геометрический орнамент Дали позимствовал с фасада базилики Санта Мария делла Салюте (архитектор А. Палладио)




Базилика Санта Мария делла Салюте, Венеция. Фото из интернета



Дали на ее фоне




Фрагмент базилики Санта Мария делла Салюте, Венеция. Фото из интернета


Он предложил создать что-то вроде гостиной, где бы происходили встречи, а удобными диванами должны были служить белоснежные овцы в зимних шубах.




Эскиз декорации Дали к 1-ой сцене




Эскиз декорации Дали ко 2-ой сцене




Эскиз декорации Дали к 3-ей сцене


Понятно, что найти живых овец для этой роли было невозможно. Это и стало моей первой серьезной проблемой. Разрешить ее удалось благодаря потрясающему таксидермисту, который сделал для нас настоящую гостиную из овечьей шерсти, больше того, с помощью простых, но таинственных приспособлений эти овцы кивали в знак согласия, открывали рот и даже блеяли.




Декорация спектакля (с овцами по центру)


Для актеров, публики и самого Дали спектакль был сплошным весельем. А для меня овцы стали первым в череде испытаний.




Сцена из спектакля. Рина Морелли и Витторио Гассман в ролях Розалинды и Орландо




Эскиз обуви для спектакля "Как вам это понравится". Художник С. Дали. Продан на аукционе "Кристи" за 197000$ http://www.christies.com/lotfinder/drawings-watercolors/salvador-dali-projet-de-chaussures-pour-les-5790733-details.aspx?from=salesummary&pos=53&intObjectID=5790733&sid=0d3119ee-32e1-44e5-b868-5bbd3a4d2e41


Дали при поддержке Лукино хотел, чтобы сценическое действие сопровождалось сильными порывами осеннего ветра и листопадом. Листопад еще можно было имитировать, но порывы ветра… Я попробовал установить за кулисами мощные вентиляторы, но все актрисы, как одна, возмутились: "Вы что, хотите до пневмонии нас довести?" - и не снимали норковые шубки, а шеи кутали в теплые шерстяные шарфы. В конце концов от вентиляторов пришлось отказаться, но Дали во что бы то ни стало хотел, чтобы у зрителей создавалась иллюзия ветра, треплющего одежду, шляпы и парики актеров, и он сделал чудные наброски актрис в платьях, развеваемых ветром.




С. Дали. Эскиз костюма к спектаклю "Как вам это понравится"




С. Дали. Эскиз костюма к спектаклю "Как вам это понравится"




С. Дали. Эскиз костюма к спектаклю "Как вам это понравится"




С. Дали. Эскиз костюма к спектаклю "Как вам это понравится"




С. Дали. Эскиз костюма к спектаклю "Как вам это понравится"


У кого только я не консультировался! Я бы скорее порезал себе вены, чем сказал Дали "нет". Я предложил протянуть проводки от подолов платьев к запястьям актрис, чтобы они сами двигали свои юбки, но и эта затея была отвергнута. Тогда Дали сжалился надо мной и избавил от этого кошмара...



С. Дали. Эскиз костюма к спектаклю "Как вам это понравится"




Костюмы к спектаклю были изготовлены в римском ателье Эвы Манжили Палмер (Eva Mangili Palmer). Сейчас они находятся в "Тирелли" (здесь и ниже фото с их сайта)








Сцена из спектакля


... я уже научился его понимать и догадался, что он попросту забавляется, ставя нас в дурацкое положение. И я придумал, что делать: почти на каждую очередную его идею заявлял, что реализовать ее невозможно, и у него рождались новые варианты. В конце концов игра в невозможное зашла в тупик, и мы поставили великолепный развеселый спектакль по чудной комедии Шекспира, который публика приняла на ура.




Сцена из спектакля




Программка


Это был значительное событие подходящего к концу десятилетия и триумф Дали с его провокациями, которых очень ждали, хотя и не все удалось воплотить на сцене…"

Премьера состоялась 26 ноября 1948 года в театре "Элизео" в Риме.



Еще посты по теме:

"Флорентийцы с площади Испании". Отрывок из "Автобиографии" Ф. Дзеффирелли. https://mybloggattaciara.blogspot.ru/2017/08/blog-post.html

Пьеро Този. Костюмы и сценография к спектаклю "Трактирщица". https://mybloggattaciara.blogspot.ru/2017/02/blog-post_19.html

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. КАК ВЗРЫВАЛИ МОСТЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/49584.html

Четыре Ромео, четыре Джульетты. https://mybloggattaciara.blogspot.ru/2013/11/blog-post_3.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий