Среди культовых американских кинофильмов есть один малознакомый российскому зрителю – «Бен–Гур», снятый в 1959 году по роману Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа». Но моя любимая экранизация этого произведения - немая кинокартина 1925 года, некоторые костюмы к которой создавал легендарный Эрте.
И это очевидно, не так ли? ;-)
Но сначала немного о романе и его театрально - кинематографической судьбе.
Книга рассказывает нам историю Иуды Бен-Гура, знатного иудея из Иерусалима, жившего где-то в 20 гг. н.э., когда Иудея находилась под властью Римской империи. В романе есть и рассказ о жизни рабов на галерах, и захватывающие гонки на колесницах, и даже встреча героя с Иисусом Христом, который является его ровесником. Ключевая идея книги: нужно научиться прощать, сострадать и любить, несмотря на все удары судьбы, способные ожесточить любое сердце.
Два заклятых друга Мессала (слева) и Бен-Гур (справа) из экранизаций 1925 г. (вверху) и 1959 г. (внизу).
Адаптации книги Уоллеса – театральные и кинематографические – почти всегда имеют большой успех у публики. Еще первая театральная постановка «Бен–Гура» в 1899 году была настолько популярна, что в кассах продавали по 25000 билетов в неделю! Вам покажется, что суть этого успеха состоит в особенном восприятии американской публикой заложенной в пьесе христианской идеи сострадания и любви, а на самом деле, зрителя привлекали и привлекают спецэффекты! Каждый человек, знакомый с экранизациями «Бен-Гура» скажет вам, что ключевая сцена фильма – это колесничные бега, популярный античный вид спорта.
Например, в том спектакле 1899 года они изображались с помощью живых лошадей и реальных колесниц, бегущих по беговым дорожкам с вращающимся фоном.
В лондонском спектакле 1902 года гонку на колесницах воспроизводили с помощью четырех больших люлек, которые двигались вперед - назад по рельсам, в то время как лошади, скакали по беговой дорожке на публику. Представляете себе этот эффект?!
Первая экранизация «Бен-Гура» состоялась в 1907 году, фильм длился всего 15 минут. Картина была снята без разрешения автора книги, который подал в суд и выиграл иск о нарушении авторских прав. Это установило прецедент об обязательном получении прав киностудии на ранее опубликованные работы до написания сценария. Интересно, что в сцене гонок на колесницах в качестве возниц выступали пожарные.
Гонка на колесницах стала ключевой и самой запоминающейся сценой в немом фильме «Бен-Гур» 1925 г. с Рамоном Наварро в главной роли.
К слову, это самый дорогой немой фильм за всю историю кинематографа, и не в последнюю очередь, именно из-за съемок цирка (этим словом назывался гоночный колесничный трэк), который построили явно в подражание античному римскому Circus Maximus.
Прочитав в титрах, что в сцене колесничных бегов снимались:
Джон Гилберт,
Гэри Купер,
Кларк Гейбл
и Дуглас Фэрбенкс,
я уже представила себе самых знаменитых и сексуальных актеров той поры, с полуобнаженными торсами, правящих квадригами…))
Но нет – все эти звезды, как и многие другие (даже актер Гарольд Ллойд, актрисы Коллин Мур, Мэри Пикфорд, продюсер Самюэль Голдвин и владелец известных голливудских кинотеатров Сид Грауман), сидели на трибунах в массовке, поскольку цирк был настолько огромен, что не хватало людей, и привлекали всех, кто был свободен.
Режиссер картины Фред Нибло решил, что картина гонок будет не такой эффектной, если не привлечь к съемкам красивых женщин.
кадр из фильма "Бен-Гур"
И попросил Мака Сеннета (открывшего в свое время Чаплина) одолжить ему девушек, известных как Bathing Beauties (я бы перевела как "красотки - купальщицы").
Сеннет с девушками - "купальщицами", третья справа - Кэрол Ломбард
кадр из фильма "Бен-Гур"
Сеннет часто использовал с своих комедиях девушек в купальниках (что тогда выглядело весьма провокационно) для красивого фона: они либо игривой стайкой кружились вокруг главных героев, либо играли на дальнем плане, скажем, в пляжный волейбол, либо разыгрывали конкурсы красоты.
Красотки - купальщицы Сеннета
Одной из таких "красоток-купальщиц" была Кэрол Ломбард, которая, к слову, познакомилась со своим будущим супругом Кларком Гейблом как раз на съемках фильма "Бен-Гур", где изображала рабыню.
"Рабынями" были будущие звезды Голливуда
кадр из фильма "Бен-Гур"
Джоан Кроуфорд,
Клодетт Кольбер
и Мирна Лой.
Но мне этот фильм, конечно, интересен тем, что актрису Кармел Майерс в нем одевал Эрте (он же Роман Тыртов).
Эрте и Майерс обсуждают костюм для "Бен-Гура"
Героиня Майерс - египетская соблазнительница, узнаёте египетский костюм? ;-)
В 1925 году Эрте был одним из самых востребованных художников в мире.
Его иллюстрации в стиле Ар Деко публиковались в журналах Harper`s Bazaar, Cosmopolitan, и Vogue. Он работал в качестве художника по костюмам в «Фоли-Бержер».
Эти причудливые обложки очень нравились Херсту (которому принадлежал журнал Harper`s Bazaar) что и привело к первой работе Эрте над фильмом с участием кинозвезды того времени Мэрион Дэвис (и любовницей Херста) «Беспокойный секс» (1920).
Но в Голливуд Эрте приехал только в 1925 году по приглашению самого Луи Майера.
Erte and Aileen Pringle during the final fittings for her costumes for “The Mystic”, 1925
Эскиз костюма костюма к фильму “The Mystic”, 1925
“The Mystic”, 1925
“The Mystic”, 1925
“The Mystic”, 1925
Надо сказать, что работа в кино – не для всех, тут есть своя специфика. Утонченная эстетика Эрте подходила не всем персонажам, поэтому неудивительно, что возник конфликт между художником и звездой МГМ Лилиан Гиш, которая возмутилась тем, что для сцен фильма «Богема», в которых героиня живет в бедности на чердаке, тот предлагал ей надеть корсет и сшить костюмы из шелка. «Отказ дизайнера работать в рамках требований Гиш считается одной из причин, почему его карьера в качестве дизайнера в Голливуде была недолгой» – пишет сайт IMDB.
На съемочной площадке фильма "Богема"
Теперь немного интересных фактов о костюмах "Бен-Гура" 1959 года, художником по костюмам на котором была Элизабет Хаффенден (Elizabeth Haffenden).
Кадр из фильма
Подготовка началась за год до съемок.
Специально для картины для костюмов главных персонажей в Таиланде ткали шелк,
Костюм Бен-Гура из коллекции Ларри МакКуина.
кадр из фильма
эскиз костюма Эстер
в Англии – вышивали шерстью, в Италии (в обувной театральной мастерской "Помпеи") – шили обувь, инкрустированную золотом,
в Германии изготавливали доспехи,
из Южной Америки привозили шерстяные ткани,
из Швейцарии – бижутерию, из Франции – кружева.
Если повторить этот путь сегодня, студия разорится только на костюмах к фильму.
кадр из фильма
Напомню, что в 50-е и 60-е гг студию «Чинечитта» плотно «оккупировал» Голливуд (мой пост http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html) Вот и "Бен-Гур" снимали в Италии. После года подготовки в Англии, Элизабет Хаффенден со своей помощницей Джоан Бридж переехали на студию «Чинечитта» в Риме, где в трех корпусах создали цех крашения, свою собственную химчистку и прачечную.
На них работало более 100 человек, в том числе швеи, кожаные мастера, оружейники и просто костюмеры.
на съемочной площадке
оружейники фильма
Было изготовлено более тысячи костюмов.
Костюмные тесты Чарлтона Хестона, исполнявшего главную роль в фильме (и получившего "Оскар" за нее). Многие из вас не знают этого актера, а в Америке он был очень популярен. Как пишет Вики: В опросе проведенном в 1962 году Ассоциацией иностранной прессы Голливуда, которая занимается присуждением Золотого Глобуса, Хестона назвали одной из двух самых любимых мировых кинозвезд. Второй оказалась актриса Мэрилин Монро".
Примерки
Трогательные фото сынишки Хестона, которому тоже сшили костюм
и сняли в фильме) Сегодня Фрейзер Кларк Хестон - актер и режиссер.
"Заклятые враги" в фильме, актеры весело проводили время вместе вне съемок. Вообще, в сети нашлось огромное количество интересных фотографий со съемок этого фильма...
Но я отвлеклась :)
"Мы должны были иметь все абсолютно точное, иначе фильм не имел никакого смысла. Я хотел, чтобы все, что носили актеры, вплоть до колец, было сделано из тех же материалов, которые использовались в ту эпоху, и этого было чрезвычайно трудно достичь, но мы это сделали, и я не могу вам рассказать, что я чувствовал на премьере фильма, зная о том, что мы вложили в него. Он дал мне такие острые ощущения, которые я до этого никогда не испытывал", - признался режиссер Уильям Уайлер, получивший за этот фильм "Оскар".
"Бен-Гур" выиграл рекордные на то время 11 премий киноакадемии «Оскар» (позже рекорд был побит фильмами «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля»), в том числе за лучший фильм и лучшие костюмы на цветной кинопленке.
8 сентября, спустя почти 60 лет, на экраны выходит новая, маштабная голливудская версия «Бен-Гура». В этот раз должен быть заинтригован и российский зритель, поскольку снял фильм режиссер Тимур Бекмамбетов, а интереснейшие костюмы к фильму создала художник по костюмам Варя Авдюшко. О работе над ними Варя расскажет вам на страницах моего блога в ближайшие дни!
Ссылки по теме:
http://www.imdb.com/title/tt0016641/
http://www.imdb.com/title/tt0052618/
http://www.imdb.com/name/nm1062223/
http://www.imdb.com/title/tt0016669/trivia?ref_=tt_trv_trv
http://www.bonhams.com/auctions/21427/lot/187/
Посты на похожие темы:
"Девушки Зигфелда". Эрте и Адриан. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/172508.html
"Анна Каренина и ее гардероб: в ногу со временем" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/157257.html
Золушки и их башмачки. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/354411.html
Четыре Ромео, четыре Джульетты. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/244200.html
Мушкетеры: кино и мода. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/309658.html
Бонд. Джеймс Бонд. Бессмертная элегантность, достойная подражания. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/160966.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий