Продолжаю знакомить вас с замечательными отечественными художниками по костюмам. Сегодня вашему вниманию предлагаю интервью с Варей Авдюшко - первым российским художником по костюмам, работающим в Голливуде, причем, на масштабных исторических проектах. В ее фильмографии есть и знаменитые российские картины (сделанные с неменьшим удовольствием, чем американские): «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Горько!» (о них мы вам расскажем во 2-й части интервью), а также голливудские фильмы «Особо опасен» и «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Варя — потомственный кинематографист, ее мама — художник по гриму, отец — популярный советский киноактер Виктор Авдюшко.
Художник по костюмам Варя Авдюшко. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Глава 1. Начало.
Отсюда, мой первый вопрос:
Я: Повлияло ли на выбор Вашей профессии то, что Вы родились в кинематографической семье?
В. А.: Конечно, в подростковый период у меня был протест: «Нет, нет, нет, я никогда не буду работать в кино!». И сначала я поработала на радиостанции «Эхо Москвы», но когда ушла оттуда, ноги сами понесли меня на съемочную площадку. Началось все с того, что я помогала маме как помощник гримера (бывало и такое, что, к ужасу моей мамы, приклеивала усы вверх ногами!), потом потихонечку начала сама работать как гример. В это время пришла эпоха мьюзикик - видео (клипов), и гримеры, стилисты - все это перемешалось. Я долго работала с музыкантами, и в какой-то момент поняла, почувствовала, что мне все же интереснее не лицо, а одежда. И стала переходить на сторону костюма. Я нигде не училась, и когда-то мне было очень стыдно в этом признаваться, а сейчас — ну что делать, так сложилась жизнь: я начала работать в 16 лет, потом, с какого-то периода, мне нужно было содержать дочку, учиться было некогда. Училась я на ходу: у мамы, у стилистов, с которыми работала, смотрела кино, журналы, читала книжки, это было такое длительное самообразование на съемочной площадке.
Первый мой большой фильм был очень странным, мы делали его вместе с Тимуром [Бекмамбетовым], и это был фильм по заказу Роджера Кормана, который считается королем би - мувис (фильмов категории «Б» https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильм_категории_B).
Референс фильма "Арена". Из личного архива В. Авдюшко.
Он - прекраснейший человек, мудрый, хотя можно долго спорить о качестве его фильмов, но его продюсерский и новаторский талант неоспорим, у него, кстати, начинали многие признанные мэтры Большого кино – Коппола, Скорсезе, Кэмерон, Де Ниро… и т.д . Мы снимали под Санкт-Петербургом классический би - муви, кровавый секси - фильм про римских гладиаторш («Арена» 2001 г.), с очень маленьким бюджетом (Корман ими славился)...
Кадр из фильма "Арена". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Главные роли должны были исполнять американские актрисы. Мы все просили и просили прислать нам кастинг – надо же понимать, кто наши главные героини, для кого костюмы, тексты, окружение... В итоге, нам по почте пришло два журнала «Плейбой», с закладками и записочкой, что в номере за май — это первая актриса, в номере за июнь — вторая. Для меня те съемки были странным экспериментом, я до этого никогда не делала кино, меня никто не учил, как это делается, причем, оно сразу было какое-то историческое, но странно-историческое, в стиле журнала "Плейбой".
Главные героини фильма "Арена".
Нам удалось достать на Ялтинской киностудии кирасы и ботинки для главных героев (для офицеров) потрясающего качества. Еще мы там брали доспехи – солдатские лорики, которые мы с моим другом и ассистентом Дамиром прозвали «консервы» потому что, когда мимо пробегал полк солдат, грохот стоял такой, как будто консервы из самосвала выгружают.
Виктор Вержбицкий в фильме "Арена". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Все остальное пришлось придумывать и делать на ходу, создавать из подручных средств, представлять себе как могли бы выглядеть северные народы, покоренные римлянами, и как могли римляне выглядеть в предложенных условиях слякотного Севера, какие у них могли быть гладиаторы, и это все в условиях микро-бюджета и изначального ориентира на стилистику фильмов Кормана.
Юлия Чичерина не только записала этот музыкальный ролик, который стал главным трейлером к фильму, но сыграла одну из ролей в фильме.
Здесь и ниже - Юлия Чичерина в фильме "Арена". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Я: Сегодня Вы работаете в Голливуде. В чем отличие их съемочного процесса от съемок на отечественных студиях?
В. А.: Конечно, в бюджете, который позволяет нанимать огромное количество помощников. Потому что от команды, от ее количества и качества, зависит все. Например, на съемках «Линкольна» [фильм “Президент Линкольн: Охотник на вампиров»] в основном костюмном департаменте работало около 50-ти человек. Основная группа была американская, но несколько человек мы привезли из Италии и из Англии.
На фильме “Президент Линкольн: Охотник на вампиров» было два художника по костюмам Варя Авдюшко и Карло Поджоли: «У нас не было четкого разделения, была такая консультативная пара, мы все решали совместно»
Основную часть костюмов мы шили в Риме в ателье "Тирелли" и Перуцци (Costumi d'Arte) (Страничка фильма на сайте Tirelli http://tirellicostumi.com/it/produzione/la_leggenda_del_cacciatore_di_vampiri_2047) Но, к сожалению, как это теперь обычно случается – в подготовительный период невозможно произвести все костюмы, мы лишены роскоши долгой и внятной подготовки с месяцами, потраченными на ресеч, а потом еще месяцами, потраченными на пошив.
Костюмерные фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Теперь надо все быстро, оперативно, размеры актеров могут прийти, практически, накануне сьемок, а для исторического проекта это большая проблема – в ближайшую "Зару" закупиться не сбегаешь.
Костюмерный склад фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Так что, на «Линкольне», помимо итальянских цехов, у нас был еще и выездной цех (снимали мы в Новом Орлеане), в котором работа не затихала вплоть до последнего съемочного дня.
Пошивочный цех фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
В Орлеане у нас был большой пошивочный цех, был свой цех фактуры.
Костюмерный склад фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Обычно для размещения всей нашей огромной костюмной армии арендуется ангар или пустующее офисное, например, помещение (однажды это был ночной клуб), в котором размещается склад костюмов, примерочные, закройный и пошивочный цеха, и, отдельно ото всех стоит тент, фургон или здание - для фактуры, потому что процесс зафактуривания достаточно вонючий и грязный.
Художник по костюмам за работой. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Конечно, там [в Америке, в Италии] существуют роскошные склады костюмов. Первый склад, на который я попала (во время съемок «Особо опасен»), был на Universal Studios. Я испытала потрясение, когда увидела огромный зал, заполненный только соломенными шляпами,
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
а потом только «казаками»,
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
а потом только фуражками,
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
а потом дальше.. дальше……..!
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Видишь такое и думаешь: «Господи, как же им скучно тут работать! Пришел, взял, ушел».
Еще один плюс устройства производства в иностранном продакшене - это супервайзер в составе костюмерного департамента. Супервайзер — это администратор, который занимается всем хозяйством, временем вызова актеров на примерку, расчетом времени для переодевания массовки, организацией первозок грузовиков с костюмам, обустройством рабочих пространств... На нем лежит вся организация. Это, конечно, невероятная помощь, особенно на больших проектах. Ты не думаешь, сколько тебе надо глины для зафактуривания: центнер или два, он сам все рассчитает и еще организует площадку для хранения. И у художника остается время заняться еще чем-то полезным для кино, а не решать административные задачи.
Процесс одевания артистов массовых сцен. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Глава 2. Фильм "Особо опасен", 2008
Постер фильма "Особо опасен".
Я: С кем сложнее работать: со звездами Голливуда или с российскими актерами? Или все это зависит от конкретной личности?
Конечно, от личности. И там, и здесь есть звезды, которые с уважением относятся к каждому человеку на площадке. Например, Морган Фримен, настоящая звезда, он со всеми здоровается, помнит тебя спустя много лет, спрашивает про дочь, но при этом, невероятно профессионально работает, понимает, что костюм — это не красивая одежда, в которую его одели, что это - часть образа, и если в костюме есть мотивация, он готов ее принять.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Мне интересно, когда между мной и актером есть «химия», когда можно что-то придумать, обсудить, подложить под это логику, историю.
Я: Бывало, что вы с режиссером придумали концепцию, а актер с ней не соглашается?
Конечно, бывает, что актеры не соглашаются с моим решением, но чаще это происходит на современных фильмах, потому что у нас все знают, как нужно одеваться)) Иногда это доводит до бешенства, иногда приходится становиться «заклинателем змей» и уговаривать, и умасливать; иногда я пытаюсь понять логику актера, бывает, и понимаю, что ошиблась я. Это – все не трагедия, а нормальный рабочий процесс, который я очень люблю.
Например, в этом смысле, мне достаточно интересно было работать с Анжелиной Джоли (на съемках «Особо опасен»).
Кадр из фильма "Особо опасен".
То, что я с Тимуром придумала про ее персонаж, абсолютно не ложилось на то, как его видела она. Джоли, как настоящая звезда, четко про себя все знает: как должна выглядеть, какой она характер, что на ней будет хорошо смотреться на экране. Этой своей четкостью она меня многому научила, и я ей за это невероятно благодарна. Когда мы с Джанни [Казалново] прилетели в Лос-Анджелес на первую примерку с ней, и притащили 8 чемоданов вещей, она из них выбрала только пару топов. Потому что, несмотря на то, что все остальное и было очень европейское, стильное, и из последних коллекций, оно не имело никакого отношения ни к ней, ни к тому, как она представила себе своего персонажа. Это было наше видение и нам оно казалось интересным, невероятно свежим и оригинальным, но если ты работаешь со свездой такого уровня, не надо стараться ее с налету изменить – сначала внимательно изучи, а потом уже фантазируй.
Варя и ее партнер Джанни Казалново. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Джанни - мой близкий друг, мой талисман, моя стена, плечо, правая рука. Мы познакомились в Праге, когда делали "Особо опасен" - он работал со мной супервайзером. У нас с ним удивительное взаимопонимание и химия (хотя, иногда можем и повздорить))). Он был любимым учеником Този, работал и с Габриэлой Пескуччи и с Маурицио Милленотти.
Я: Какой Вам интереснее делать фильм: костюмный или современный? Или дело не в костюмах, а в сценарии?
В.А.: Конечно, дело в истории, в сценарии. Потому что ты одеваешь историю: думаешь о персонаже, о том, кто он, какой он, есть ли у него развитие, какое оно, это развитие? Пытаешься все это показать через костюм, и уже неважно, современный герой или не современный. Например, здорово было сделать персонаж, который вырастает из мальчика-неудачника в крутого победителя, как в фильме «Особо опасен».
Референс фильма "Особо опасен". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Сначала персонаж Джеймса МакЭвоя был у нас в офисном костюме. И мы специально сшили для него брюки, которые сильно велики в попе, с низкой мотней, но хорошо сидят на талии. И рубашку сшили, такую, что бы она подчеркивала «мешковатость» его персонажа-неудачника.
Референс фильма "Особо опасен". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Из-за этого герой смотрелся таким нелепым неудачливым клерком в странно сидящем костюме.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Для персонажа Моргана Фримена мы тоже шили костюмы, но для него я выбирала ткани, которые бы выглядели чуть-чуть в стиле ретро.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Это была шерсть в немного «дедушкинскую», зеленовато - бежеватую клетку. Причем, я сохранила у костюма элегантный крой (тем более, что шили нам «Brioni»), но сам стиль сдвигала в ретро.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Начальница в фильме «Особо опасен» всем мешала, поэтому я одела ее в костюмы с рисунком в мелкий горох, что бы и у зрителя начало мельтешить в глазах.
Референс фильма "Особо опасен". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Глава 3. "Президент Линкольн: Охотник на вампиров", 2012.
Постер фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
В любом проекте я всегда стараюсь находить референсы для персонажей из реальной жизни. Например, если говорить о «Линкольне», то и здесь я сталась уйти от классического "готического" образа армии вампиров, хотя это было достаточно сложно, ведь наше кино, все-таки, историческое. Решение нашлось в фотографиях его реальных убийц.
Актер Доминик Купер в фильме "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
This 22-year-old accomplice of John Wilkes Booth was executed by hanging on July 7, 1865. Glass negative by Alexander Gardner. 1865
George B. Atzerodt. (One of the Lincoln Assassination Consiprators) 1865
Вампир из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Lewis Payne (born Lewis Powell), seated and manacled, at the Washington Navy Yard about the time of his 21st birthday in April 1865, three months before he was hanged as one of the Lincoln assassination conspirators.
Close up detail of Alexander Gardner's photos of Herold and Atzerott being prepared for their execution for their part in Lincoln's assassination.
У самого Линкольна должен был быть узнаваемый в ночи силуэт. Я отталкивалась от его канонического образа в знаменитом цилиндре, чьи пропорции мы слегка изменили, относительно оригинального.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Подлинная одежда и цилиндр А. Линкольна из National Museum of American History Smithsonian Institution.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Lincoln stands with Allan Pinkerton (left) and Gen. John McClernand (right).
Достаточно сложной задачей было сконструировать пальто - боевой плащ Линкольна.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Он должен был подчеркивать силуэт, летать, как крылья, при этом быть не слишком тяжелым, но и не слишком легким - это должна была быть его униформа, как костюм супергероя.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Нам самим пришлось изобретать ткань, путем многократных покрасок, пропиток, обработок.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
Для образов жены Линкольна я смешала «быль и вымысел». В сцене инаугурации президента, например, снималась копия реального платья, в котором Мэри стояла рядом с Линкольном в тот торжественный день. Для свадьбы было сшито платье, отделанное ручной вышивкой, на которую вдохновили свадебные наряды начала XIX века.
Платье экранное и источник вдохновения.
Этот проект был особенно сложен тем, что это было фэнтези, основанное на реальных персонажах, и мне приходилось балансировать между выдумкой и историческими канонами".
Фото с премьеры в Москве:
Художник по костюмам Варя Авдюшко, режиссер Тимур Бекмамбетов, продюсеры Тим Бертон и Джим Лемли (21 июня 2012 года). Фото Надежды Меркаловой
В следующей части нашего интервью Варя не менее интересно расскажет про свои российские проекты "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Горько!", ставшие уже классикой современного отечественного кинематографа. Продолжение следует!
Художник по костюмам Варя Авдюшко. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Глава 1. Начало.
Отсюда, мой первый вопрос:
Я: Повлияло ли на выбор Вашей профессии то, что Вы родились в кинематографической семье?
В. А.: Конечно, в подростковый период у меня был протест: «Нет, нет, нет, я никогда не буду работать в кино!». И сначала я поработала на радиостанции «Эхо Москвы», но когда ушла оттуда, ноги сами понесли меня на съемочную площадку. Началось все с того, что я помогала маме как помощник гримера (бывало и такое, что, к ужасу моей мамы, приклеивала усы вверх ногами!), потом потихонечку начала сама работать как гример. В это время пришла эпоха мьюзикик - видео (клипов), и гримеры, стилисты - все это перемешалось. Я долго работала с музыкантами, и в какой-то момент поняла, почувствовала, что мне все же интереснее не лицо, а одежда. И стала переходить на сторону костюма. Я нигде не училась, и когда-то мне было очень стыдно в этом признаваться, а сейчас — ну что делать, так сложилась жизнь: я начала работать в 16 лет, потом, с какого-то периода, мне нужно было содержать дочку, учиться было некогда. Училась я на ходу: у мамы, у стилистов, с которыми работала, смотрела кино, журналы, читала книжки, это было такое длительное самообразование на съемочной площадке.
Первый мой большой фильм был очень странным, мы делали его вместе с Тимуром [Бекмамбетовым], и это был фильм по заказу Роджера Кормана, который считается королем би - мувис (фильмов категории «Б» https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильм_категории_B).
Референс фильма "Арена". Из личного архива В. Авдюшко.
Он - прекраснейший человек, мудрый, хотя можно долго спорить о качестве его фильмов, но его продюсерский и новаторский талант неоспорим, у него, кстати, начинали многие признанные мэтры Большого кино – Коппола, Скорсезе, Кэмерон, Де Ниро… и т.д . Мы снимали под Санкт-Петербургом классический би - муви, кровавый секси - фильм про римских гладиаторш («Арена» 2001 г.), с очень маленьким бюджетом (Корман ими славился)...
Кадр из фильма "Арена". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Главные роли должны были исполнять американские актрисы. Мы все просили и просили прислать нам кастинг – надо же понимать, кто наши главные героини, для кого костюмы, тексты, окружение... В итоге, нам по почте пришло два журнала «Плейбой», с закладками и записочкой, что в номере за май — это первая актриса, в номере за июнь — вторая. Для меня те съемки были странным экспериментом, я до этого никогда не делала кино, меня никто не учил, как это делается, причем, оно сразу было какое-то историческое, но странно-историческое, в стиле журнала "Плейбой".
Главные героини фильма "Арена".
Нам удалось достать на Ялтинской киностудии кирасы и ботинки для главных героев (для офицеров) потрясающего качества. Еще мы там брали доспехи – солдатские лорики, которые мы с моим другом и ассистентом Дамиром прозвали «консервы» потому что, когда мимо пробегал полк солдат, грохот стоял такой, как будто консервы из самосвала выгружают.
Виктор Вержбицкий в фильме "Арена". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Все остальное пришлось придумывать и делать на ходу, создавать из подручных средств, представлять себе как могли бы выглядеть северные народы, покоренные римлянами, и как могли римляне выглядеть в предложенных условиях слякотного Севера, какие у них могли быть гладиаторы, и это все в условиях микро-бюджета и изначального ориентира на стилистику фильмов Кормана.
Юлия Чичерина не только записала этот музыкальный ролик, который стал главным трейлером к фильму, но сыграла одну из ролей в фильме.
Здесь и ниже - Юлия Чичерина в фильме "Арена". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Я: Сегодня Вы работаете в Голливуде. В чем отличие их съемочного процесса от съемок на отечественных студиях?
В. А.: Конечно, в бюджете, который позволяет нанимать огромное количество помощников. Потому что от команды, от ее количества и качества, зависит все. Например, на съемках «Линкольна» [фильм “Президент Линкольн: Охотник на вампиров»] в основном костюмном департаменте работало около 50-ти человек. Основная группа была американская, но несколько человек мы привезли из Италии и из Англии.
На фильме “Президент Линкольн: Охотник на вампиров» было два художника по костюмам Варя Авдюшко и Карло Поджоли: «У нас не было четкого разделения, была такая консультативная пара, мы все решали совместно»
Основную часть костюмов мы шили в Риме в ателье "Тирелли" и Перуцци (Costumi d'Arte) (Страничка фильма на сайте Tirelli http://tirellicostumi.com/it/produzione/la_leggenda_del_cacciatore_di_vampiri_2047) Но, к сожалению, как это теперь обычно случается – в подготовительный период невозможно произвести все костюмы, мы лишены роскоши долгой и внятной подготовки с месяцами, потраченными на ресеч, а потом еще месяцами, потраченными на пошив.
Костюмерные фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Теперь надо все быстро, оперативно, размеры актеров могут прийти, практически, накануне сьемок, а для исторического проекта это большая проблема – в ближайшую "Зару" закупиться не сбегаешь.
Костюмерный склад фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Так что, на «Линкольне», помимо итальянских цехов, у нас был еще и выездной цех (снимали мы в Новом Орлеане), в котором работа не затихала вплоть до последнего съемочного дня.
Пошивочный цех фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
В Орлеане у нас был большой пошивочный цех, был свой цех фактуры.
Костюмерный склад фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Обычно для размещения всей нашей огромной костюмной армии арендуется ангар или пустующее офисное, например, помещение (однажды это был ночной клуб), в котором размещается склад костюмов, примерочные, закройный и пошивочный цеха, и, отдельно ото всех стоит тент, фургон или здание - для фактуры, потому что процесс зафактуривания достаточно вонючий и грязный.
Художник по костюмам за работой. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Конечно, там [в Америке, в Италии] существуют роскошные склады костюмов. Первый склад, на который я попала (во время съемок «Особо опасен»), был на Universal Studios. Я испытала потрясение, когда увидела огромный зал, заполненный только соломенными шляпами,
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
а потом только «казаками»,
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
а потом только фуражками,
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
а потом дальше.. дальше……..!
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Склады Universal Studios. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Видишь такое и думаешь: «Господи, как же им скучно тут работать! Пришел, взял, ушел».
Еще один плюс устройства производства в иностранном продакшене - это супервайзер в составе костюмерного департамента. Супервайзер — это администратор, который занимается всем хозяйством, временем вызова актеров на примерку, расчетом времени для переодевания массовки, организацией первозок грузовиков с костюмам, обустройством рабочих пространств... На нем лежит вся организация. Это, конечно, невероятная помощь, особенно на больших проектах. Ты не думаешь, сколько тебе надо глины для зафактуривания: центнер или два, он сам все рассчитает и еще организует площадку для хранения. И у художника остается время заняться еще чем-то полезным для кино, а не решать административные задачи.
Процесс одевания артистов массовых сцен. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Глава 2. Фильм "Особо опасен", 2008
Постер фильма "Особо опасен".
Я: С кем сложнее работать: со звездами Голливуда или с российскими актерами? Или все это зависит от конкретной личности?
Конечно, от личности. И там, и здесь есть звезды, которые с уважением относятся к каждому человеку на площадке. Например, Морган Фримен, настоящая звезда, он со всеми здоровается, помнит тебя спустя много лет, спрашивает про дочь, но при этом, невероятно профессионально работает, понимает, что костюм — это не красивая одежда, в которую его одели, что это - часть образа, и если в костюме есть мотивация, он готов ее принять.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Мне интересно, когда между мной и актером есть «химия», когда можно что-то придумать, обсудить, подложить под это логику, историю.
Я: Бывало, что вы с режиссером придумали концепцию, а актер с ней не соглашается?
Конечно, бывает, что актеры не соглашаются с моим решением, но чаще это происходит на современных фильмах, потому что у нас все знают, как нужно одеваться)) Иногда это доводит до бешенства, иногда приходится становиться «заклинателем змей» и уговаривать, и умасливать; иногда я пытаюсь понять логику актера, бывает, и понимаю, что ошиблась я. Это – все не трагедия, а нормальный рабочий процесс, который я очень люблю.
Например, в этом смысле, мне достаточно интересно было работать с Анжелиной Джоли (на съемках «Особо опасен»).
Кадр из фильма "Особо опасен".
То, что я с Тимуром придумала про ее персонаж, абсолютно не ложилось на то, как его видела она. Джоли, как настоящая звезда, четко про себя все знает: как должна выглядеть, какой она характер, что на ней будет хорошо смотреться на экране. Этой своей четкостью она меня многому научила, и я ей за это невероятно благодарна. Когда мы с Джанни [Казалново] прилетели в Лос-Анджелес на первую примерку с ней, и притащили 8 чемоданов вещей, она из них выбрала только пару топов. Потому что, несмотря на то, что все остальное и было очень европейское, стильное, и из последних коллекций, оно не имело никакого отношения ни к ней, ни к тому, как она представила себе своего персонажа. Это было наше видение и нам оно казалось интересным, невероятно свежим и оригинальным, но если ты работаешь со свездой такого уровня, не надо стараться ее с налету изменить – сначала внимательно изучи, а потом уже фантазируй.
Варя и ее партнер Джанни Казалново. Фото из личного архива В. Авдюшко.
Джанни - мой близкий друг, мой талисман, моя стена, плечо, правая рука. Мы познакомились в Праге, когда делали "Особо опасен" - он работал со мной супервайзером. У нас с ним удивительное взаимопонимание и химия (хотя, иногда можем и повздорить))). Он был любимым учеником Този, работал и с Габриэлой Пескуччи и с Маурицио Милленотти.
Я: Какой Вам интереснее делать фильм: костюмный или современный? Или дело не в костюмах, а в сценарии?
В.А.: Конечно, дело в истории, в сценарии. Потому что ты одеваешь историю: думаешь о персонаже, о том, кто он, какой он, есть ли у него развитие, какое оно, это развитие? Пытаешься все это показать через костюм, и уже неважно, современный герой или не современный. Например, здорово было сделать персонаж, который вырастает из мальчика-неудачника в крутого победителя, как в фильме «Особо опасен».
Референс фильма "Особо опасен". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Сначала персонаж Джеймса МакЭвоя был у нас в офисном костюме. И мы специально сшили для него брюки, которые сильно велики в попе, с низкой мотней, но хорошо сидят на талии. И рубашку сшили, такую, что бы она подчеркивала «мешковатость» его персонажа-неудачника.
Референс фильма "Особо опасен". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Из-за этого герой смотрелся таким нелепым неудачливым клерком в странно сидящем костюме.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Для персонажа Моргана Фримена мы тоже шили костюмы, но для него я выбирала ткани, которые бы выглядели чуть-чуть в стиле ретро.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Это была шерсть в немного «дедушкинскую», зеленовато - бежеватую клетку. Причем, я сохранила у костюма элегантный крой (тем более, что шили нам «Brioni»), но сам стиль сдвигала в ретро.
Кадр из фильма "Особо опасен".
Начальница в фильме «Особо опасен» всем мешала, поэтому я одела ее в костюмы с рисунком в мелкий горох, что бы и у зрителя начало мельтешить в глазах.
Референс фильма "Особо опасен". Фото из личного архива В. Авдюшко.
Глава 3. "Президент Линкольн: Охотник на вампиров", 2012.
Постер фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
В любом проекте я всегда стараюсь находить референсы для персонажей из реальной жизни. Например, если говорить о «Линкольне», то и здесь я сталась уйти от классического "готического" образа армии вампиров, хотя это было достаточно сложно, ведь наше кино, все-таки, историческое. Решение нашлось в фотографиях его реальных убийц.
Актер Доминик Купер в фильме "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
This 22-year-old accomplice of John Wilkes Booth was executed by hanging on July 7, 1865. Glass negative by Alexander Gardner. 1865
George B. Atzerodt. (One of the Lincoln Assassination Consiprators) 1865
Вампир из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Lewis Payne (born Lewis Powell), seated and manacled, at the Washington Navy Yard about the time of his 21st birthday in April 1865, three months before he was hanged as one of the Lincoln assassination conspirators.
Close up detail of Alexander Gardner's photos of Herold and Atzerott being prepared for their execution for their part in Lincoln's assassination.
У самого Линкольна должен был быть узнаваемый в ночи силуэт. Я отталкивалась от его канонического образа в знаменитом цилиндре, чьи пропорции мы слегка изменили, относительно оригинального.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Подлинная одежда и цилиндр А. Линкольна из National Museum of American History Smithsonian Institution.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Lincoln stands with Allan Pinkerton (left) and Gen. John McClernand (right).
Достаточно сложной задачей было сконструировать пальто - боевой плащ Линкольна.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Он должен был подчеркивать силуэт, летать, как крылья, при этом быть не слишком тяжелым, но и не слишком легким - это должна была быть его униформа, как костюм супергероя.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров".
Нам самим пришлось изобретать ткань, путем многократных покрасок, пропиток, обработок.
Кадр из фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
Для образов жены Линкольна я смешала «быль и вымысел». В сцене инаугурации президента, например, снималась копия реального платья, в котором Мэри стояла рядом с Линкольном в тот торжественный день. Для свадьбы было сшито платье, отделанное ручной вышивкой, на которую вдохновили свадебные наряды начала XIX века.
Платье экранное и источник вдохновения.
Этот проект был особенно сложен тем, что это было фэнтези, основанное на реальных персонажах, и мне приходилось балансировать между выдумкой и историческими канонами".
Фото с премьеры в Москве:
Художник по костюмам Варя Авдюшко, режиссер Тимур Бекмамбетов, продюсеры Тим Бертон и Джим Лемли (21 июня 2012 года). Фото Надежды Меркаловой
В следующей части нашего интервью Варя не менее интересно расскажет про свои российские проекты "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Горько!", ставшие уже классикой современного отечественного кинематографа. Продолжение следует!
Комментариев нет:
Отправить комментарий