понедельник, 23 января 2012 г.

Черепаховый гребень времен бидермейера (1815 — 1848 гг) .

Помню, обещала вам рассказать о других старинных украшениях для волос.
Пора выполнять обещание.

Когда-то, в детстве, рассматривая репродукции в журнале «Огонек», не могла налюбоваться на акварели Александра Брюллова.
С них на меня смотрели красиво одетые дамы, с причудливыми прическами.




Brullov. Portrait of Princess S. Lvova. 1830-ies

Я с наслаждением рассматривала каждую деталь.
Но особенно меня восхищали гребни.



Брюллов Александр. Портрет М.О.Смирновой. Начало 1830





Huge tortoiseshell comb, colonial style 1830-50

Спасибо интернету, сегодня в сети можно найти любую информацию. И вот, что я узнала про эти прекрасные украшения для волос.





Действительно, такие высокие гребни были очень популярны в 19 веке. И назывались они peinetas. Мода на них пошла из Испании. Сначала испанки носили мантилью просто наброшенной на голову, но позже стали надевать с высоким гребнем.




Infanta Luisa Fernanda of Spain, Duchess of Montpe


С 1830 – х годов такие гребни стали носить не только в Испании, но и во всей Европе.



Александр Брюллов. Портрет Бакуниной Е .П.

19 век - это эпоха увлечения всем историческим, романтическим и этническим. Были популярны исторические костюмированные балы, аристократы заказывали парадные портреты в эффектной, но чужой национальной одежде: турецкой, испанской, итальянской, русской (про любовь европейских мужчин 19 века к турецким халатам я писала здесь)








Sofia Sollogub Wielhorski by Orlov. София изображена художником в итальянском костюме.

Поэтому неудивительно, что некоторые элементы исторического и народного костюма постепенно перешли в повседневную одежду.
Например, из испанского костюма были позаимствованны кружевная мантилья и peinetas. К мантилье, надеюсь, мы еще вернемся, а пока полюбуемся на гребни.

Делали peinetas из разных материалов: черепахового панциря, рога, металла.





гребень из панциря черепахи



гребень из роговой пластины



Brass comb, lacy work

Черепаховый гребень изготавливали не из сухопутных черепах, а из морских. Но дороже всех ценились изделия из панциря белой черепахи.



Blonde tortoiseshell comb with gold piqué







Volkova by Alexander Brullov




Blonde tortoiseshell scroll comb

Такие красивые гребни особенно эффектно смотрелись на просвет, поэтому дамы их втыкали в свои прически, немного под углом. Это позволяло красивые, украшенные ажурной резьбой или декоративными накладками гребни хорошо рассмотреть со всех сторон.



Карл Гампельн. Портрет А. М. Виельгорской








Tortoiseshell comb, floral motif  1830-50





Такой гребень с шариками называется "Жозефина", в честь супруги Наполеона.



Leominster tortoiseshell comb



Tortoiseshell comb, lacy lotus decor 1830-50



Tortoiseshell comb, monogram motif



В. Тропинин. Портрет Киселевой, 1834 г.



CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th

Гребни изготавливались вручную, и часто это были просто произведения прикладного искусства.



CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th C.





Tortoiseshell comb with marquetry

Причем, были популярны, как ажурные, словно кружевные гребни,



Retrato de Carmen Arriagada, por Mauricio Rugendas.









Francois Fleischbein Portrait of Marie Louise Tetu







так и гребни из целой пластины с накладками из металла или гравировкой.




Tropinin. Portrait of V.A.Meshkova









Часто можно увидеть совсем простые, но все-равно завораживающие гребни.



Evdokia Bakunina by Sokolov





Dolgorukova Kate by Sokolov



Иногда, подражая испанкам, европейские барышни излишне увлекались размерами peinetas, что незамедлительно высмеивалось в журналах.



Charles Henri Pellegrini. Doña Juana Rodríguez de Carranza








Сегодня я рассказала только про один период из долгой жизни гребней. Обязательно как-нибудь расскажу и о других.

Ссылки:

http://reviews.ebay.co.uk/Spanish-Mantilla-Combs-Peineta-Part-I?ugid=10000000009130047
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Alexander_Brullov

Комментариев нет:

Отправить комментарий