четверг, 8 декабря 2011 г.

"Запределье" Тарсема – Ишиоки: воспоминания о детстве.

«Чтобы жить и при этом получать удовольствие надо вновь обрести и пестовать в себе детство, от которого обычные граждане стараются поскорей избавиться и при этом гордятся собой. Поэты с ним умирают»
Жан Кокто.

Недавно я писала о прекрасном тандеме:  Висконти – Този. Сегодня рассказ пойдет о другом  творческом союзе: Тарсем – Ишиока.

Вокруг имени режиссера Тарсема сегодня ведутся жаркие споры. Одни зрители говорят, что он – гений, и никто не может делать такие упоительно красивые фильмы, как он. Другие кричат, что он – шарлатан от кино, и красота его кадров искусственна. Но равнодушных к его творчеству нет, а это и есть показатель того, что художник состоялся.
Я отношусь к тем зрителям, которым стиль и видение режиссера очень нравятся, а самая, на мой взгляд, красивая, прочувствованная  и нежная из его работ – это «Запределье».





С первого кадра и до последнего вы не устаете удивляться эстетике этого фильма, свету,  цвету.



кадр из фильма "Запределье"

В фильмах Тарсема не текст, не сюжет, а именно картинка создает сильное эмоциональное напряжение, через объемы, пропорции, фактуры, ритмы.



Что интересно - операторы на фильмах Тарсема разные, а композиция кадра и цветовое насыщение не меняются, они легко узнаваемы.





кадры из фильма "Запределье": магически - ритмическое чередование разных графических форм.

Даже в своей дебютной работе «Клетка» он умудрился нагнать ужаса и жути, притом, что фильм невероятно красочен. Сам режиссер рассказывал, что он стремился сделать сцены путешествия в подсознание в «оперном стиле, как у Ф.Ф. Копполы в фильме «Дракула», который я обожаю».



кадр из фильма "Клетка".

Вот, на эту свою первую картину Тарсем и позвал прекрасную художницу по костюмам, получившую Оскар за фильм «Дракула», но больше известную, как автора невероятных костюмов шоу «Варекай» «Цирка дю Солей» Эйко Ишиоку, о которой я уже рассказывала в посте про костюмы к фильму "Дракула".




шоу "Варекай".

Режиссер «Клетки» дал художнице полный карт-бланш и результат превзошел все ожидания. Костюмы японки Ишиоки идеально вписались в эстетику индийца Тарсема.



кадр из фильма "Клетка".

С тех пор, они всегда работают вместе. Именно этот союз режиссера и художника создал уникальный, узнаваемый сегодня «стиль Тарсема».
В красивом, сказочном мире режиссера «Клетки» и «Запределья» не могут существовать обыкновенные люди, только существа из снов,



кадр из фильма "Клетка".

 принцессы с детских рисунков,



кадр из фильма "Белоснежка: месть гномов".

 или боги с Олимпа.



кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»

И Ишиока, с ее безграничной фантазией, японским видением дизайна костюма через объем и ритм фактур, легко вписалась в «воображариум» Тарсена.



кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»

Тарсем Сингх (сам он предпочитает, чтобы его называли просто – Тарсем) родился в Индии, вырос в Тегеране, школу заканчивал в Гималаях («кино мы смотрели только один раз в неделю»), получил образование в Колледже искусств при Центре Дизайна в Пасадене, Калифорния. В настоящее время он живет то в Лондоне, то в Лос-Анджелесе. Но корней своих  не забывает.



Тарсем Синх

 Прожив почти всю свою жизнь вне Индии, родины своей не стесняется: с удовольствием носит национальный костюм наряду с европейским, а в последней своей работе «Белоснежка», самоиронично снял некоторые сцены в стиле Болливуд, хотя признается, что за последние 25 лет видел только один индийский фильм.




рекламный ролик фильма "Белоснежка: месть гномов", премьера которого назначена на 2012 год.

До съемок полнометражных фильмов (которых у него всего четыре), он успешно снимал рекламу для самых известных мировых брендов. Отсюда – яркая выразительность каждого кадра, ведь в рекламном ролике нужно донести смысл за несколько минут экранного времени.



Бэкхем в рекламе "Пепси"

Britney Spears views footage during filming

Тарсем и Бритни Спирс на съемках рекламы "Пепси".

Но вернемся к «Запределью».

Сюжет фильма прост и понятен. Речь идет о маленькой девочке, которая слушает сказку. Её на ходу придумывает для нее молодой парень – каскадер. Проблема только в одном: парень и девочка находятся в больнице, она со сломанной рукой, он – с поврежденным, после неудачного трюка, позвоночником. И его сказка – это способ манипуляции ребенком.



кадр из фильма "Запределье".

Режиссер поделил фильм на две части: первую, монохронную, где в 1915 году, в Лос-Анжелесе, в больнице лежат Александрия и Рой, и вторую, яркую, сказочную. «Сначала это - Одзу, а затем - Куросава.  Одзу и Куросава, несмотря на то, что они из одной страны, имеют два разных визуальных стиля, что вполне может работать в одном и том же фильме».



«Запределье» Тарсема



«Сны Акиро Куросавы»

 Девочка, слушая каскадера, пытается представить героев его сказки. Но визуализируют ее фантазии Тарсем и Ишиока! И тут мы уже с вами пускаемся в путешествие по детским воспоминаниям двух уже взрослых людей.



Из  детства режиссера в фильме появилась  череда постоянно меняющихся самых красивых мест в мире: от Франции до Бали.



«Я много путешествовал, когда был ребенком.  Мой отец был инженером технического обслуживания воздушных судов, так что ему полагались бесплатные билеты.  К тому же, я просто люблю пейзажи.  Если вы снимаете что-то с пейзажем, это всегда будет вне времени.  Я решил сделать часть фильма, которая не нуждается в компьютерных спецэффектах, так что просто поехал в красивые места, которые знал. И да, индийцы любят цвет.  Что тут скажешь?»



В фильме насчитали 24 страны, в которых проводились съемки. И все эти места изумительно, нереально красивы. Многие заподозрили режиссера в том, что он снова увлекся компьютерной графикой. Особенно там, где присутствуют столь любимые режиссером «лестницы Эшера» (ритм – ритм – ритм). Нет, в фильме все – реальные объекты.





 «Я решил сделать стилем фантазии то, что сегодня всем знакомо, но чего уже не существует.  Это очень похоже на картины из Раджастана или Ирана».



Японка Ишиока, привнесла в этот фильм свои детские представления о принцессах и благородных разбойниках.



Что восхищает меня в работе Эйко Ишиоки – это то, что все формы в ее костюмах максимально просты и локальны, лишены обычной дробности отделок. Этот прием, чаще используется в театре, чем в кино.



эскизы костюмов к фильму "Клетка".

 Но при этом, на большом экране, совершенно фантастически смотрятся фактуры тканей, подсознательно заставляя вас дышать в такт их ритму. Как, например, в фильме «Война Богов: Бессмертные»:



кадр из фильма «Война Богов: Бессмертные»

мелкие, дробные косички на плаще наставника идеально соответствуют его старости и немощности. А широкий размах заплетенных кожаных полос Тесея говорит нам о молодости, силе, нерастраченной энергии. Чувствуете, как меняется ваше дыхание, когда вы смотрите на эти фактуры?



Г. Олдман в фильме "Дракула".

"Как и все великие художники в мире, Эйко понимает, что происходит в других культурах лучше, чем в ее собственной, и, погружая себя в них, способна создавать произведения, которые являются уникальной комбинацией. Ее работа выходит за грани на многих уровнях, так как она отказывается придерживаться одной определенной концепции ", - рассказывал Коппола.



Этот эффектный головной убор лишь на первый взгляд кажется придуманным – на самом деле, похожие маски, сделанные из кожи, дерева и рогов, носили жители Нигерии.

В «Запределье» японская художница комбинировала национальный костюм разных стран.

Посмотрите, например, на это невероятное платье героини, напоминающее одновременно европейский костюм 19 века и японское свадебное кимоно.



кадр из фильма и невеста из Японии в традиционном кимоно.

Хочется взять карандаш и рисовать, рисовать эти скользящие линии…



А удивительная шляпка -  стилизация двух традиционных японских женских головных уборов -  uchikatsugi и tsuno kakushi и одного китайского.



tsuno kakushi и ичимегаса

От свадебной шляпы tsuno kakushi  взята плавная линия. Tsuno означает «рога» - этот головной убор как бы прикрывал «рожки ревности» невесты, ее эгоизм и себялюбие. Он символизировал ее решимость стать нежной, послушной женой. Ичимегаса  - это шляпа с длинной вуалью. Его носили знатные дамы для анонимности.

Прекрасную бахрому Ишиока тоже не выдумала, она присутствует в китайском традиционном свадебном костюме. Раньше лицо невесты в Китае, во время свадебной церемонии, должно было быть прикрыто куском красного шелка, или "занавесом" из бисерной бахромы, свисавшей с «короны Феникса».



Чаще всего, жених впервые видел лицо невесты лишь после свадьбы. Ишиока придумала свой вариант «вуали» невесты.



свадьба в Китае в традиционных костюмах



кадр из фильма "Запределье".

Собственно, именно в стилизации под китайское свадебное платье мы видим сказочную «сестру Эвелин» впервые.



Красный - это основной цвет традиционного свадебного платья в Китае. Считается, что это цвет удачи, и что он отпугивает злых духов.  Традиционные китайские свадебные платья имеют уникальную вышивку золотом и серебром. 



 Образ этого платья – цветок лотоса. Ещё до буддизма в Китае лотос почитался как священное растение и олицетворял чистоту и целомудрие, совершенство, мир и гармонию. Даже шляпка героини сделана в виде бутона лотоса.



Кто знает, не так ли изображала в детстве сказочных принцесс маленькая Эйко? 



Остальных героев сказки Ишиока нам показала такими, какими их представил бы европейский ребенок.



Но что видела девочка в свои 5 лет? Поэтому все персонажи похожи на тех, кто ей уже знаком. Например, бандиты - на страшного дядю – рентгенолога.



Режиссер рассказывал: «Когда мне принесли  старые фотографии больницы, на одной был изображен парень в X-Ray костюме. Увидев его, я подумал:  «Боже!  Я бы испугался этого парня!». Поэтому я попросил, чтобы из него сделали воина, и Ишиока придумала этот костюм, который просто феноменален.  Эти ребята уродливы, они - граница воображения девочки, дальше она уже не может идти.  Поэтому, конечно, она воспринимает этих ребят, как плохих парней»



Я в сети нашла только такое фото 1919 года, но меня и оно впечатлило.

Маска Черного разбойника одновременно напоминает нам классического благородного разбойника Зорро и щели в дверях рентген-лаборатории в больнице, за которой – тайна и неизвестность.



кадр из фильма "Запределье".



кадр из фильма "Зорро" и "Мех", в котором герой ходит в подозрительно похожей маске.

Я искала прототип этой маски, но ее происхождение мне подсказала уже после опубликования этого поста: это маска иранских женщин.



Сам костюм похож на военный мундир и ковбойскую одежду начала ХХ века.



Он является трансформацией кинематографического костюма каскадера Роя.



В фильме еще есть любопытный персонаж, которого Рой называет индейцем, а девочка представляет индийцем.



«Когда Рой говорит, «индейские» он имеет в виду индейцев, но девочка думает, что он имеет в виду настоящих индийцев», - говорил режиссер. Героиня еще мала, к тому же она приехала с матерью на заработки из далекой Румынии, плохо знает английский язык и не очень разбирается в культурах, вот и воспринимает слова Роя по-своему, рисуя свой, детский мир. Мы же знаем, что дети неограниченны в фантазиях: на их рисунках, слоны летают над пальмами, а мухи улыбаются.



В этом фильме  - слоны плавают,



Дарвин в фильме и портрет настоящего Дарвина.

а Дарвин, о котором рассказывает Рой, в представлении Александрии, похож на огромную, экзотическую «американу – экзотику» - бабочку, которую он ищет.
Режиссер и художница изобразили сказочный мир просто, по-детски наивно, но поразительно точно и красиво.



Ни на минуту ты не забываешь, что находишься внутри фантазии ребенка.



 Кстати, юная актриса в этом фильме просто великолепна.



Тарсем и Катинка.

Режиссер мечтал снять этот фильм 16 лет, и стал его снимать только тогда, когда ему показали пробы этой очаровательной девочки Катинки из Румынии. Значит, надо было, чтобы пришло их время, именно тогда и сказка получилась.
А, может, это и не сказка вовсе? А воспоминания о детстве?



«Вы знаете, во мне нет абсолютно ничего особенного:  это всего лишь, генотип плюс среда.  Мои гены есть еще у около миллиарда людей в Индии, - скромничает режиссер, -  Я думаю, что у меня было очень интересное окружение, когда я  рос в Гималаях. Потом на меня подействовала культура Ирана.  Просто разные вещи на ранних этапах жизни сделали меня тем человеком, которым я сегодня являюсь.  Больше во мне нет ничего особенного».





Комментариев нет:

Отправить комментарий