воскресенье, 25 сентября 2011 г.

«ПУАРО АГАТЫ КРИСТИ». СТИЛЬ В ДЕТАЛЯХ.

И снова я хочу поговорить с вами о британских сериалах. Потому что, как нам не любить костюмные сериалы ВВС? Все в них соблюдено с невероятной дотошностью и скрупулезностью. Знаю, многим нравятся сериалы, снятые по произведениям Джейн Остин (да и мне, в общем - то, тоже), но мои фавориты - "Дживс и Вустер", "Пуаро".
Интерьеры, машины, костюмы, прически, даже манера двигаться и говорить - все настолько соответствует 1930-ым годам, что иногда даже складывается ощущение, что ты смотришь иллюстрированную энциклопедию Ар Деко. Про "Дживса и Вустера" я уже писала, сегодня же хочу рассказать про "Пуаро Агаты Кристи".

David Suchet



Не знаю, как вы, а я очень люблю именно этого Пуаро, в исполнении Дэвида Суше. При всей экстравагантности выписанного у Агаты Кристи образа, у Суше он получился очень живым, настоящим.
Меня же, как человека, профессионально занимающегося костюмом, просто восхищает продуманный до мелочей стиль "маленького бельгийца".



Костюм - это, прежде всего, информация о нас, а для актера - еще и помощник для точного создания характера персонажа. Во всех статьях  и фильмах, посвященных этому популярному сериалу ВВС, пишут, что образ сыщика, от походки до костюма, был детально продуман самим актером. В этом костюме учтено все: происхождение, национальность, характер, привычки, слабости, стиль жизни, возраст и материальное положение персонажа. И, кстати, именно эти нюансы сделали Пуаро из абстрактного литературного героя настоящим.



1. РАБОТА НАД ОБРАЗОМ.

Чтобы подготовиться к роли, Суше прочитал почти все романы и рассказы о Пуаро.  Он говорил в интервью: "Я делал так, день за днем, неделя за неделей - тщательно изучал романы Агаты Кристи о Эркюле Пуаро и записывал все данные ею характеристики. Я должен был стать им прежде, чем мы начали снимать".



Эркюль Пуаро - денди, щеголь, эстет. Костюм его всегда безупречен: ни складочки, ни пятнышка. Актер даже старается не садиться во время съемок, чтобы не помять костюм.



2. ИЗЫСКАННЫЕ АКСЕССУАРЫ.

Каждый его аксессуар продуман, изящен и совершенен: от шляпы до карманной пепельницы и золотого блокнота. Он логик, порядок в его костюме, говорит об умении тщательно анализировать полученную информацию, от его способности придавать значение любой крохотной детали. Кто, как ни Пуаро, знает, как много могут рассказать о нас наши аксессуары?



"Я всегда ношу с собой на съемках список из девяноста трех вещей, чтобы помнить о привычках Пуаро: сколько кусочков сахара он кладет в чай, а сколько в кофе и другие подобные мелочи. Знаете, зритель сразу замечает, если вы допускаете ошибку".



Суше рассказывал в интервью для The Strand: "Я должен был сделать его манеры не клоунскими, а такими, как если бы они были настоящими, хоть и забавными, такими, чтобы зритель улыбался этому странному маленькому человечку. Все детали его поведения должны были быть подлинными, даже то, что он стелет носовой платок на полу, прежде чем становиться на колени".



3. УСЫ

Визитная карточка Пуаро - его неподражаемые усы. Агата Кристи часто и подробно описывала их в романах. Суше, по крайней мере, выписал 24 ее высказывания о усах бельгийского сыщика. Перед съемками, актер и гример перебрали не меньше 40 пар усов, пока не нашли идеально симметричных, что очень важно для персонажа.



Безусым Пуаро не мог быть по многим причинам.
Во-первых, он - бывший бельгийский полицейский. В армии (и полиции) Европы (в том числе, и в России) в конце 19 - начала ХХ веков военные обязаны были носить усы.



Во-вторых, для Пуаро, склонного к театральным эффектам (вспомните финал любого его расследования), важен его внешний вид. И усы - часть его имиджа. Как говорила про сыщика Кристи "всем своим видом он напоминал комика из мюзик-холла", поэтому, галстук - бабочка и смешные усы тут очень кстати.



В-третьих,  усы Пуаро говорят о его артистизме и индивидуальности.  Он прекрасно осознает, что не похож на остальных англичан, но и не стремится к этому. А для этого нужна внутренняя сила и убежденность в правильности того, что ты делаешь.



Забавно, что форма усов персонажа менялась от сезона к сезону, сначала они были изогнуты в стиле Ар нуво, что видимо, должно было у нас ассоциироваться с "бельгийским модерном" и Виктором Орта.

 

Потом стали чуть более простыми по форме. Как объяснял в интервью Суше, с возрастом менялось его лицо, соответственно, менялись и усы.



"К тому времени как я продолжаю одеваться, я делаю это как Пуаро, потому что я уже в образе, -рассказывал актер, - Голос появляется вместе с усами. Они мешают движению моей верхней губы, так что у меня просто нет выбора. Если мне нужно перезаписать диалог в студии после окончания съемок, я приклеиваю кусочек черной ленты на губу, и это помогает мне обрести вновь голос Пуаро".



4. КОСТЮМ

Все англичане сразу обращают внимание на то, что Пуаро - иностранец, француз. Почему? Не только из-за акцента, который для него придумал Дэвид Суше.
 От британского джентльмена Пуаро отличает продуманное отношение к собственному гардеробу. Английский стиль в мужской одежде, хоть и считается самым респектабельным в мире, но на самом деле, в жизни британцы к одежде относятся с некоторым пренебрежением, отдавая предпочтение удобству и традициям, часто в ущерб элегантности. Например, всем известна любовь англичан к старым твидовым пиджакам с заплатками и мятым вельветовым штанам.





"Классический" неформальный костюм джентльмена: твидовый пиджак, клетчатая рубашка, вязаный жилет и галстук, вполне подходит для Гастингса, но не для Пуаро. И совершенно невозможно представить сыщика в модном в 30-е года двубортном костюме в полоску или клетку.



Мода 30-х.


Рыхлые и дробные фактуры тканей - не для бельгийского сыщика. Всегда собран, всегда подтянут, не человек, а машина с жестким корпусом. Правда, немного устаревшего дизайна - Пуаро, по-своему, тоже консервативен.



Мода конца 10-х - начала 20-х.


5. ТОЛСТЯЧОК ПУАРО

Когда в 1989 году сериал только запускали, Дэвид Суше был вполне еще молод и строен.



Кристи же описывает Пуаро, как человека тучного и в возрасте.



Вот, что про Пуаро говорит Гастингс: "Рост 5 футов 4 дюйма, голова яйцевидной формы слегка наклонена набок, глаза, загорающиеся зеленым огнем в минуты волнения или гнева, жесткие военные усы и колоссальное чувство собственного достоинства! Пуаро очень аккуратен и всегда щегольски одет. У него врожденная страсть к порядку любого рода. Если он увидит у кого-нибудь криво приколотое украшение, пылинку или беспорядок в одежде, то будет мучиться до тех пор, пока не исправит. "Порядок" и "логика" - его боги" (из книги Агаты Кристи "Убийство на поле для гольфа").




Для придания образу солидности и тучности, для Суше специально изготовили толщинки, которые поддевали под одежду. Рассказывают, что талию актера увеличили на 22 см. Худую, не длинную  шею спрятали за крахмальным воротничком (которые к концу 30-х годов мало кто носил), что визуально сделало актера еще круглее.



 Из-за толщинок, особенно тяжело пришлось Суше на съемках серии "Убийства в Месопотамии", которые проходили в Тунисе:
"Это был, несомненно, самый тяжелый момент в моей карьере из-за чрезвычайной высокой температуры. Жара стояла чудовищная, а  на мне шерстяной костюм-тройка, кожаные перчатки, шляпа, крахмальный воротник, галстук-бабочка, и толщинки под одеждой. Я выпивал по четыре литра воды каждый день, потел ужасно, но все - равно несколько раз практически терял сознание".



6. Обувь.

Агата Кристи пишет, что Пуаро имел слабость к лакированным туфлям, что крохотная пылинка на ботинках, могла вызвать в Пуаро боль большую, чем от пулевого ранения. Даже в деревне он категорически отказывался снимать свои щегольские лаковые туфли и надевать удобные замшевые (как сделал бы на его месте любой англичанин).




Эта деталь помогла Суше выработать фирменную походку персонажа: "Пуаро пересек лужайку быстрыми, мелкими шагами, так как его ноги плотно и болезненно были заключены в лакированные ботинки", - цитировал А. Кристи Д. Суше, - "И я подумал: "Ну, вот то, что нам надо". Его походка может вызвать улыбку на вашем лице, но вы никогда не смеетесь над Пуаро. Вы улыбаетесь вместе с ним".
Суше и художники пошли дальше и для уличных сцен надели гамаши.



Для тех, кто не читал мой пост про гамаши (от франц. gamaches) - это накладка на обувь со штрипкой внизу и пуговками (редко - кнопками)  сбоку. Они защищали обувь от грязи и пыли.




Такие гамаши пришлись очень кстати к характеру Пуаро - педанту и денди. Пуаро одевается по моде 20-х, а не конца 30-х годов, в которые, как правило, происходит действие фильма.


Это говорит о его уже сформировавшихся вкусах и привычках. Гамаши, очень популярные в 20-е (особенно, в сочетании, как у Пуаро, с лакированной обувью) вышли из моды к концу 30-х, но сыщик убежден в функциональности и элегантности этой детали своего гардероба.

7. ТУССИ МУССИ

Еще одна яркая деталь образа Пуаро -  булавка на лацкане его пиджака с несерьезным названием "Tussie Mussie" сообщает нам о трогательном, галантном отношении сыщика к дамам.




Слово "Tussie" - это букетик цветов; "Mussie" - мох, который сохраняет цветы свежими.
Такие "Tussie Mussie" были известны еще со времен средневековья.  Маленькие букетики  цветов, как полагали, избавляли их владельца от неприятных ароматов и даже отражали чуму. Букетик, как правило, состоял из лечебных трав, таких как тимьян, рута и розмарин.
Сегодня эти ювелирные украшения называют "Викторианские вазы - булавки", или же - бутоньерка, потому что пик их популярности пришелся именно на викторианскую эпоху.



Одна из двух булавок Пуаро, в виде греческой амфоры, была специально изготовлена для фильма ювелиром  Г. Райли.



У Пуаро эта булавка - деталь - воспоминание, милый сердцу пустячок, капелька душевного тепла, штрих к портрету: он - не бездушная машина, а живой человек, со своими слабостями и привязанностями. Если вы помните, эту булавку Пуаро подарила еще на его родине, в Бельгии, одна красивая девушка.
Каждый раз, видя в крохотной вазочке свежий букетик, мы понимаем, что в душе Пуаро - неисправимый романтик.



Пуаро невероятно галантен с дамами, актрисы, работавшие вместе с Суше на съемках сериала уверяют, что актер в этом очень похож на своего героя.

David Suchet

Jacinta Mulcahy David Suchet Pauline MoranAll star in the LWT drama series 'Poirot'.



8. ПЕНСНЕ И ЧАСЫ

Наверное, многих из вас интересует, глядя на объемный живот Пуаро, что это за цепочки  -  шнурочки? Уверена, симметрия необходима для душевного равновесия бельгийского сыщика, поэтому, все эти линии максисмально симметричны.



Две цепочки, зеркально расходящиеся от жилетной пуговицы - это карманные часы. Такой тип жилетных часов носит имя Double Albert Chain, в честь супруга королевы Виктории.




На одном конце такой цепи носили сами часы, а на другой какую-нибудь необходимую хозяину вещь: перочинный ножик, ножик, для обрезания сигары, миниатюрный компас, лупу. Чтобы не уронить часы, цепочку фиксировали к жилету. Часто по центру такой цепочки находилась подвеска. Одной из самых правильных считалась  подвеска из дымчатого топаза или аметиста. Как у Пуаро



Часы у Суше настоящие, антикварные, дорогие (как сказал в интервью реквизитор: "они стоят не меньше 15000 (думаю, фунтов)")
Шнурок, идеальным треугольником пересекающий грудь Пуаро, держит пенсне, которое лежит в левом верхнем кармане жилета.





Вообще, у Суше - Пуаро все аксессуары в фильме подлинные - на этом настаивал сам актер.
Эти мелочи стали неотъемлемой частью образа великого сыщика. Даже эта прекрасная трость с набалдашником  в виде лебедя, который имеет такие гладкие, округлые  линии, как и весь силуэт Пуаро с его яйцеобразной головой и выпирающим животиком.



К тому же, этот набалдашник в стиле Ар нуво, снова отсылает нас к бельгийской молодости сыщика, не знаю, как у кого, а у меня Брюссель неразрывно связан с кружевами и модерном.



Последнее, то, что мы с вами не видим, но для актера имеет большое значение для вхождения в образ.
 "Финальный штрих того, чтобы вызвать маленького бельгийца к жизни, - обильное обрызгивание лавандовой водой - любимым одеколоном Пуаро, - делился своими секретами Суше, - Процесс съемок необычайно медленный и трудный, так что когда я устаю и теряю концентрацию - запах лавандовой туалетной воды тут же возвращает меня в образ".

Вот так, из мелких, продуманных деталей сложился живой образ.

David Suchet



Комментариев нет:

Отправить комментарий