вторник, 9 августа 2011 г.

"ДРАКУЛА БРЭМА СТОКЕРА: ВОСТОК ПЛЮС ЗАПАД" ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ ЭЙКО ИШИОКА


Эйко Ишиока - прекрасный художник-график, дизайнер, художник по костюмам. Родилась в Японии в 1939 году, сейчас живет и работает в Америке.







Хотя за фильм, о котором я вам здесь расскажу, "Дракула Брэма Стокера", она получила "Оскар", работ в кино у нее не много, самые громкие из них:

"Клетка"
"Мисима: жизнь в четырех частях"
"Варекай" (ТВ-версия цирка Дю Солей)

Она создавала костюмы для открытия Олимпиады в Пекине, для клипов Бьорк, написала две книги о дизайне, преподает... В интернете выложено много ее работ, я же хочу рассказать о той, которая мне понравилась больше всего - о костюмах к фильму "Дракула".





Собственно, на этот фильм она пришла в качестве художника-постановщика, но режиссер Ф.Ф.Коппола случайно увидел ее наброски костюмов и уговорил Эйко заниматься именно ими. С первого дня Коппола говорил о том, что костюмы в этом фильме должны нести большую смысловую нагрузку, мощно воздействовать на зрителя, он даже отказался от сложных компьютерных спецэффектов, чтобы побольше потратить денег на костюмы (хотя проект не был малобюджетным!).

Эйко решила сделала костюмы локальными по цвету. Но и их цвет, и отделка являются символами, некими иероглифами, которые нужно суметь прочесть. Это как в японском кимоно - рисунок не просто красивая ткань, но и информация о его владельце. Например, если это женщина, то через кимоно можно узнать её возраст, семейное положение, материальный достаток. Плюс небольшой романтический рассказ или даже пожелание (если кимоно выполнено в подарок) : летящие журавли, черепаха - означают долголетие, ракушки - символ мечтания, хризантема - царственность, словом, целый язык...





Вот и в фильме, если рассматривать костюмы вдумчиво, то можно увидеть подтекст, "зашифрованный" в них.
Первое революционное новшество в этом фильме - это сам образ Князя Тьмы. До этого его уже лет 50 изображали эдаким прилизанным мужичком во фраке и плаще



Но в новом фильме не стали эксплуатировать привычный образ, а создали свой:



У себя в замке Дракула выглядит как андрогин, ведь он давно не человек, поэтому лишен черт, присущих живым людям.  Соответственно, одежда его не должна носить половых признаков. Отсюда этот роскошный халат из алого шелка, который словно потоки крови струится по серым холодным камням.





Во многих интервью, Эйко Ишиока говорила, что навеяли ей эту идею с халатом образы актеров театра кабуки.






Еще одна деталь этого одеяния отсылает нас в Японию - это вышивка на полочках, которая похожа на фамильные гербы, которые украшали одежду и доспехи самураев и знати.


Actors Portray <Daimyo> and Servant





В этом гербе переплелись в одно целое: дракон, волк, змеи, птицы и огонь. Все те символы, которые ассоциируются с вампирами и оборотнями.


Художник по гриму тоже воодушевился идеей простилезовать образ Дракулы, смешав две культуры - европейскую и японскую и  придумал эту невероятную прическу



У Дракулы неслучайно часто присутствует красный цвет в костюмах, это тоже символ, означающий ярость, кровь, смерть. Даже в бытность его князем Владом Дракулой-Цепешем, он носил такие жутковатые алые доспехи, которые напоминают группы мышц при снятой коже


еще они весьма напоминают самурайские доспехи



А вот в  Англию Дракула приезжает одетый вполне по моде тех лет, этаким денди.




Только длинные волосы отсылают нас к первоначальному облику князя Влада (ведь он хочет, чтобы Мина увидела его таким, каким он был при жизни Элизабет). Здесь за основу образа взяли автопортрет Дюрера. В замке висит портрет Дракулы, где вместо лица Дюрера вписано лицо Гэри Олдмана, исполнителя главной роли.



видите портрет, висящий за спиной Дракулы?




вот он ближе, с лицом Г. Олдмана




портрет Дюрера

В конце фильма Дракула предстает перед нами в роскошном золотом одеянии.



Здесь, в дизайне ткани, мы видим прямое цитирование картин Г. Климта "Поцелуй" и "Портрет Адели Блох-Бауер"






Думаю, золотая дробность этих полотен навеяла художнице мысли о роскоши византийских мозаик. Сам наряд Дракулы похож на  церковное облачение, соответственно, цикл завершен: он проклял Бога в церкви и наконец обретает покой тоже в церкви и золотых одеждах. К тому же, Климту свойственна тема Чувственности, Жизни и Смерти...

Теперь о женских образах.

Мина.

Основная гамма ее костюмов - зеленая. Во-первых, это цвет юности, невинности, стоицизма. Во-вторых, Мина является реинкарнацией Элизабет, а у той платье было насыщенного зеленого цвета.







Платья и костюмы по фасону тоже говорят о ее скромности и целомудрии: высокий воротник, закрытые руки. А вот шляпка дерзкая!





эскиз костюма

Часто повторяющийся орнамент на платьях Мины - это листья лавра. Такие же листья были и на платье Элизабет.







Одно платье выбивается из этого нефритового ряда, словно огонь посреди спокойного летнего пейзажа.





Оно появляется в сцене обеда с Дракулой. Задумано как кровавый отблеск, который падает от князя на Мину, предрекая ей печальную участь вампира.



И обратите внимание, что Мина "взяла" гамму Дракулы, а он "позаимствовал" ее орнамент из лавра. Они - две половины одного целого...
В сцене, когда Мина приезжает в Трансильванию, снова появляется зеленый цвет у платья, но фасон сознательно старомодный, прерафаэлитский.





Нам снова указывают на то, что Мина, в сущности, Элизабет.
Не могу пройти мимо драпировок платьев Мины- столько в них японского! То ли оригами, то ли коллекция Исея Миаки.


И немного об образе Люси.
Люси - полная противоположность Мины. Похотлива, легкомысленна, взбаломошна. Соответствено, ее платья сшиты из легких, даже полупрозрачных тканей, декольте глубокое, руки чаще всего обнажены.


 

Что-то прерафаэлитское, безусловно в ее образе есть, да и в декадансе всегда присутствует тема смерти.
На правом фото видно, что под платьем у нее практически ничего нет. Конечно, это против правил, но чтобы ярче показать характер героини..
На самом-то деле, под платьем носили еще ворох всякой одежды: корсет, комисоль, панталоны, несколько подъюбников, чулки, турнюр








Словом, за живость своего характера Люси и расплатилась





Незабываемое платье. Сначала предполагалось, что это подвенечный наряд. Но по немодному силуэту становится ясно, что если Люси и станет невестой, то только князя Тьмы. Наряд легкий, ажурный, дробный, словно она вот-вот  распадется на миллион снежинок или льдинок...
После выхода на экран, как всегда, вдохновились этой темой дизайнеры одежды- на подиумах замелькали сюртуки и турнюры








1 комментарий: