суббота, 5 августа 2017 г.

Былинно - сказочный мир Александра Птушко - Ольги Кручининой. Часть 1.


Многие режиссеры предпочитают сотрудничать с одним, "своим" художником по костюмам и тут нет ничего странного: комфортнее работать с тем, кого знаешь, кто способен визуализировать твои фантазии. Я уже рассказывала вам о таких зарубежных союзах "режиссер - художник по костюмам", сегодня речь пойдет об замечательном отечественном творческом тандеме.




Фрагмент фотографии последнего съемочного дня "Сказки о царе Салтане", апрель 1966 г. Крайний слева в верхнем ряду - режиссер А. Птушко, крайняя справа в нижнем - О. Кручинина. Из фондов РГБИ.




Все вы, мои читатели, вольно или невольно, выросли на сказках, созданных режиссером А. Птушко. "Каменный цветок", "Садко", "Илья Муромец", "Алые паруса", "Сказка о потерянном времени", "Сказка о царе Салтане", "Руслан и Людмила" - именно эти фильмы разбудили наше воображение, сформировали наш вкус.  Несмотря на то, что они снимались в докомпьютерную эру, картины не потеряли своей визуальной привлекательности, поскольку в них тщательно продумывалось все: от цветовой концепции и освещения сцены - до отделки костюмов.


Художником по костюмам на этих фильмах была Ольга Семеновна Кручинина, настоящий Мастер, самый авторитетный художник по костюмам российского кино, Учитель, воспитавший не одно поколение художников кино (она создала во ВГИКе Мастерскую художника-постановщика по костюмам), которой в июне этого года исполнилось бы 100 лет.




О. С. Кручинина на съемках фильма "Хождение за три моря", 1957 г. Из фондов РГБИ


Все ее костюмы отличают тонкая прорисовка характера персонажа и изящная стилизация, основанная на глубоком изучении эпохи. Напомню, что создавались они в сложные времена, когда в продаже не было хороших тканей, отделок, а информацию черпали не из интернета, сидя дома, а из книг в различных библиотеках и из музейных коллекций.

Наш ранний кинематограф создавался режиссерами - художниками, такими, как Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Юткевич, Ромм. Они относились к своим фильмам, как к кино-картинам, движущимся художественным полотнам, где большая нагрузка лежала на визуальном ряде. Александр Птушко был из их числа. Он хорошо рисовал, в молодости выступал в качестве актера, художника-декоратора, художника-мультипликатора. Его анимационные проекты "Новый Гулливер" и "Золотой ключик" считаются шедеврами анимации, высоко оцененными специалистами на Западе, в том числе, Диснеем и Чаплиным.


6562

На съемочной площадке фильма "Руслан и Людмила". В центре - режиссер Александр Птушко.


Ольга Семеновна Кручинина окончила художественный факультет Московского текстильного института в 1941 году, но, уже после войны, вместо моды попала в мир кино.
"В институте Ольга Семеновна была ученицей нашего Павла Павловича Пашкова, - рассказала мне руководитель Центра визуальной информации РГБИ (библиотека искусств на Б. Дмитровке, бывшая театральная библиотека) Елена Хапланова, - он преподавал в текстильном институте орнамент ткани.




П. П. Пашков. Из фондов РГБИ


Пашков дружил с Серовым, Коровиным, Врубелем… его семья была очень известна в Москве, у них была своя иконописная мастерская "Наследники П. П. Пашкова".
Как вспоминала Кручинина, Павел Павлович был преподавателем от бога - своих студентов он водил по музеям, по библиотекам, в частности, ходили они и в нашу библиотеку, когда она еще была на Пушечной. Он учил их собирать материал, показывал книги, причем, не только их содержание, но и саму книгу, как объект. Например, Ольга Семеновна рассказывала: "На костюм Любавы в "Садко"  я скопировала рисунок с форзаца старинной книги".




Кадр из фильма "Садко" и фрагмент византийской ткани с распространенным в то время рисунком - смыкающимися кругами.


Встреча режиссера и художника произошла случайно и судьбоносно. В одном из интервью Кручинина рассказывает: "Когда я работала с Ефимовым на картине "Дмитрий Донской", и сидела у него в комнате, которая находилась недалеко от "Дома кино", и была немного ниже первого этажа, в окно заглянул какой-то мужчина и заговорил с Ефимовым. Когда я обернулась и взглянула на него [Птушко], то почему-то сразу подумала: я с ним буду работать!". Так оно и случилось.




О. Кручинина и А. Птушко (в панамке) на съемках фильма "Алые паруса", 1960 г. Из фондов РГБИ


Елена Хапланова  вспоминает, что при упоминании о Птушко у Ольги Семеновны загорались глаза: "Он был большим выдумщиком и при этом увлекал всех своими идеями. Работать с ним было одно удовольствие, хотя, временами, тяжело - человек он был очень требовательный".




Репортаж фотографа Dmitri Kessel о киностудии Мосфильм для журнала LIFE. 1967 г. Птушко (справа) на съемках фильма "Сказка о царе Салтане"


Первый совместный фильм Птушко и Кручининой "Каменный цветок" (1946 г.) - это к тому же первая советская игровая картина, целиком снятая на цветной пленке.




Кадр из фильма "Каменный цветок".


Все - режиссер и художники фильма (М. Богданов, Г. Мясников, О. Кручинина) понимали, какая на них возложена ответственность за цветовое решение картины.




Костюм Данилы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ




Костюм Кати из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ


"Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах, - писал позже А. Птушко - Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения.




На съемочной площадке фильма "Каменный цветок"


Из этого же исходили и мы при постановке фильма "Каменный цветок". Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров - передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен"




Кадр из фильма "Каменный цветок". Я разложила этот и другие кадры по цветам, чтобы вам было понятнее




В. Перов "Сельский крестный ход на Пасхе", 1861 г.


Фильм художниками условно разделен на три основные цветовые темы.
Первая, в начале фильма, опиралась на картины передвижников и русскую историческую живопись. В кадре преобладают густые коричневые оттенки с небольшим количеством холодного цвета. Важную роль играет свет, образующий живописную, "караваджовскую", светотень.




Кадр из фильма "Каменный цветок"




«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».1875 г., В. М. Максимов


Вторая живописная тема (в центральной части фильма) была заимствована у Кустодиева, Малявина, Рябушкина и других. В костюмах появляется много красного цвета в сочетании с перламутрово-белым, что создает у зрителя праздничное, приподнятое настроение.




Кадр из фильма "Каменный цветок"




Маковский Константин Егорович "Девушка в жемчужном ожерелье". Конец 1880-х – 1890-е




Кадр из фильма "Каменный цветок"




Филипп Малявин. "Народная песня", 1925 г


Для третьей части фильма, в которой показано подземное царство Хозяйки Медной горы, художники создали мистическо-серебристую атмосферу, которую эффектно подчеркивали кристаллы различных пород хрусталя и глыбы малахита.  Для этого художники фильма изучали коллекции минералогического музея при Академии наук СССР и ездили на Урал.




Костюм Хозяйки Медной горы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ




Кадр из фильма "Каменный цветок"


"Кручининой одной из первых пришлось осваивать специфику в цветном кино", - пишет Г. Г. Галаджева в своей книге "Художники советского художественного кино", -




Скрин эскиза костюма Хозяйки Медной горы. Обратите внимание на ящерок, вышитых по переду.




Кадр из фильма "Каменный цветок"


Здесь все было ново. Нужно было создать центральный сказочный образ, который привлекал и отталкивал одновременно.




Костюм Хозяйки Медной горы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ




Кадр из фильма "Каменный цветок"


Разработать цветовую палитру "неземных" соотношений цветов и найти ткани, способные принять в себя эти краски. Партитура цвета строилась художницей на оттенках перламутрово-серых, серебристо-зеленых, розово-дымчатых красок".




Кадр из фильма "Каменный цветок"


Съемки проходили на киностудии "Баррандов" в Чехословакии, поэтому костюмы шились из материалов, сохранившихся с довоенной поры.




Кадр из фильма "Каменный цветок"


Художники картины блестяще справились со сложной задачей - об этом говорит первая премия на Международном фестивале 1946 года в Каннах за лучший цвет. Режиссёр сказал, что "это произошло потому, что мы тщательно изучили накопленный мировой кинематографией опыт и постарались освоить его критически... подчинив цвет в фильме определённой колористической гамме.
Лично для меня "Каменный цветок" имел главным образом то значение, что пробудил во мне интерес к нашему прошлому, к историческим корням нашей самобытной национальной культуры... Это привело нас к постановке "Садко" - фильма о былинном герое XII века", - писал Птушко.




Кадр из фильма "Садко". Фото: Global Look Press


Невероятный по красоте фильм "Садко" в 1953 году заслуженно завоевал "Серебряного льва" в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира в полувековой истории кино.




Кадр из фильма "Садко". Фото: Global Look Press


При создании этого фильма Птушко опять опирался на творчество русских художников, в частности, на картины В. Васнецова и И. Репина. Но здесь нет банального копирования известных изображений - а только их тонкое переосмысление. Снова обращаю ваше внимание на свет, цвет и фактуры...




Ильмень-царевна (актриса Нинель Мышкова). Кадр из фильма "Садко". Блестящие ткани сарафана, перекрытые тонким шифоном, создают эффект призрачного мерцания. Но сама сказочность персонажа в большей степени создана правильным освещением.




как и у И. Репина в его "Садко".


Еще один из самых запоминающихся женских персонажей киносказки - Птица Феникс в исполнении Л. Вертинской, напоминает Птицу Гамаюн Васнецова.




Кадр из фильма. Фото: Global Look Press




В. Васнецов "Птица Гамаюн"


Картины В. Васнецова стали источником вдохновения для еще одной кино-былины режиссера А. Птушко - фильма "Илья Муромец" (1956 г.).




Кадр из фильма "Илья Муромец"




"Богатырский галоп", В. Васнецов




Кадр из фильма "Илья Муромец"




В. Васнецов "Витязь на распутье"




Кадр из фильма "Илья Муромец"




В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами


Если "Каменный цветок" - это первый отечественный кинофильм, целиком снятый на цветную пленку, то "Илья Муромец" - первое широкоформатное российское кино. Что заставило внести свои коррективы в создание декораций и костюмов.


"Работа художников в фильме "Илья Муромец" - пример мастерства и изобретательности, заслуживающий пристального внимания, - писал легендарный художник-постановщик, дважды номинант на "Оскар" Г. А. Мясников, - Прежде всего стоит отметить, что художники проделали перед съемками гигантскую подготовительную работу, продолжавшуюся без малого два года. В этот период был изучен огромный историко-документальный материал в музеях, библиотеках и в местах расположения памятников старинной русской архитектуры.
В решении декорационной среды и костюма Руси художники Е. Куманьков, Е. Свидетелев и О. Кручинина исходили из богатого наследия русской культуры XII - XIII вв. Это памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра. В поисках колористического решения фильма художники копировали образцы старинных русских икон".




Икона Борис и Глеб, XIV в.




Кадр из фильма "Илья Муромец"


У иконописи позаимствована не только цветовая гамма. Металлизированные и перламутровые фактуры тканей нарядов Князя и Княгини одновременно подчеркивают их высокий статус и создают иллюзию внутреннего свечения, как у иконы.




Владимир и вмц. Варвара. Икона. 1908 - 1917 гг. (ГИМ)




Кадр из фильма "Илья Муромец"




Эскизы костюмов Князя и Княгини. Художник по костюмам О. Кручинина. Фонд РГБИ




Кадр из фильма "Илья Муромец"


Особенно это впечатляет в темных сценах - словно никакая тень не сможет затмить княжеского сияния.



Кадр из фильма "Илья Муромец"


На Мосфильме сохранился этот костюм, предлагаю вам детально рассмотреть его:







Конечно, время его потрепало, но вы еще можете оценить сложную работу по созданию фактуры ткани: тут и вышивки, и металлические накладки...







"Все, относящееся к стольному Киеву, Карачарову, и в эскизах, и в фильме воплощено в монументальных архитектурных формах, в жизнеутверждающем колорите, оптимистически окрашивающем светлое начало былины" - снова тут и дальше цитирую статью Г. Мясникова.




Кадр из фильма "Илья Муромец"


"Все, относящееся к царству Калина, решено в тяжелых, неуклюжих формах, в оранжево-коричневых, мрачных тонах.




Кадр из фильма "Илья Муромец"


В таком же духе выдержаны и костюмы. Богатырские доспехи, торжественные одежды Владимира, бояр, Василисы - их строгость, ясность покроя, мажорность цветосочетаний противопоставлены экзотической декоративности тугар. На костюме в фильме лежит печать тонкого вкуса и высокого мастерства замечательной художницы О. Кручининой"




Войско и богатыри. Эскиз костюмов к фильму "Илья Муромец". Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино


Все это создало "нежный покров поэтичности, которым прикрыта историческая жизнь народа, отраженная в былине" (цитата из статьи А. Птушко). Тема эта так взволновала и увлекла режиссера, что он продолжил ее в "пушкинских" фильмах "Руслан и Людмила" и "Сказка о царе Салтане".

Но об этом я расскажу в следующий раз.


Посты по теме:

Выставка "Эскиз. Костюм. Образ" в Библиотеке искусств (Москва). https://mybloggattaciara.blogspot.ru/2016/10/blog-post_17.html

Интервью с ученицей О. С. Кручининой Натальей Дзюбенко http://la-gatta-ciara.livejournal.com/252695.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий