Из чего только не делаются костюмы! Для раскрытия образа персонажа (а о другом при создании кино-костюмов речь не идет, поскольку кино - это искусство образов) фактура текстиля не менее важна, чем фасон и цвет костюма. Помните мой рассказ об ателье "Фарани" и художнике по костюмам Данило Донати? Фетр, кокосовое волокно - все шло в ход при работе над костюмами для фильмов Пазолини. Ну и конечно, успешно использовались марля и cencio di nonna ("бабушкина тряпка").
Авторство же "открытия" этих тканей для пошива театральных и кино - костюмов принадлежит другому творческому дуэту "Този - Тирелли", и начиналось все с фильма "Медея".
Из воспоминаний Умберто Тирелли:
"Примеряем костюмы. Я подкалываю, подгоняю, подрезаю. Пьеро Този, художник по костюмам, трясется от страха. Гробовая тишина. Мария Каллас смотрит в зеркало и вдруг заявляет: "Итак, я - Медея!". Този не верит своим ушам. Пока в ателье делали костюмы, он постоянно мне твердил: "Представляешь, придет Мария и наденет эти тряпки. Она думает делать Медею завернутой в атлас, а должна будет ходить в "бабушкиных тряпках"!"
После примерки костюмов Медеи. Слева направо: Пьеро Този, Мария Каллас и Умберто Тирелли.
Это, и правда, были сознательно взятые "тряпки".
Cencio di nonna (иногда пишут "cencio della nonna") - хлопковая ткань полотняного переплетения, похожая на разреженный ситец. Сегодня чаще всего используется для вышивания.
Идея принадлежала Този, которому Пазолини доверил создание костюмов для "Медеи". Риск заключался в том, что они отступили от обычных туник и стереотипов эллинизма, не стали пережевывать очевидное. Историзм [в костюмах] можно создать тканью или методом работы. Но какая это должна быть ткань? "Бабушкина тряпка" - дешевая ткань, которую обойщики используют для обивки низа диванов. "Ченчио ди нонна" и больничная марля покупались нами километрами. Никто никогда раньше не использовал такой бедный материал для пошива платьев. Мы были первыми, с тех пор cencio di nonna вошла с триумфом в мир моды, не только в театр, но и в крупнейшие ателье и pret-a-porter".
Костюм Ясона. Туника оранжевого цвета и различных оттенков розового из ткани cencio di nonna на подкладке, вся плиссировка ручной работы. Большой плащ тоже из cencio di nonna ("бабушкиной тряпки") и подкладки. Фото мое, информация взята: http://www.europeanafashion.eu/record/a/4d3856a0c3a4f39cb1e0a7e511eca7d4eb99551f44e735e8e6b525c2acdd010d
Фрагмент костюма
Фрагмент костюма
Продолжает вспоминать работу над "Медеей" художник по костюмам Пьеро Този:
"Пазолини лишь задал мне линию: "Хочу, - сказал он мне, - коллаж из более древних вещей, более далеких культур дальних времен и разных народных традиций". Но это было слишком обобщенное указание.
Шумерская богиня
Рисунок П. Този. Отец Медеи.
Национальный костюм Сардинии
Кадр из фильма "Медея"
Деталь финикийского саркофага. https://it.wikipedia.org/wiki/Fenici
Кадр из фильма "Медея"
Национальный костюм женщин из Ла-Альберки (муниципалитет в Испании, входит в провинцию Саламанка)
Фото 1940-х гг
Пьеро Този. Эскиз костюма Медеи
Костюм Медеи. Туника сшита из окрашенной в черный цвет ткани cencio di nonna, плиссированной вручную. Огромный фартук расшит старинным жемчугом, антикварными лентами с небольшим количеством золота. Вуаль сделана из марли и золотой каймы. Парик производства компании Ronchetti Carboni. Ожерелья, серьги и тиара сделаны в мастерских у Lembo (про Нино Лембо и его мастерскую я писала тут http://la-gatta-ciara.livejournal.com/298179.html).
Информация взята: http://www.europeanafashion.eu/record/a/4d065b9e4fb3894b13e1cd2b83c3df468b321bf5d220d398428c66f550721d42
Не могу не поделиться тем, что помогала шить этот костюм юная Габриэлла Пескуччи - сегодня она оскароносный художник по костюмам, а тогда - ассистентка Пьеро Този) Костюм изготовлен вручную, в нем нет ни одного машинного шва!
Trajes de agua. Ochagavнa, Navarra.
Кадр из фильма "Медея"
"Я повстречал Пьера Паоло Пазолини в 1957 году на съемках фильма "Мариза - кокетка" Болоньини, - продолжает рассказывать Пьеро Този, - Он был соавтором сценария. Я был художником по костюмам. Мы с ним много общались, в быту он был открытым человеком. А в работе, наоборот, закрытым, неразговорчивым. Думаю, наши профессиональные отношения были трудными, потому что на мне висел ярлык "висконтийца". Возможно, он боялся, что я принесу в его фильм мир Висконти. Все режиссеры опасаются быть зараженными.
На съемках "Медеи". На переднем плане Пазолини, сидит Каллас. А на заднем плане стоит Пьеро Този. Фото Марио Турси.
Пазолини был скупым на советы: "Хочу коллаж". И я смешивал, придумывал, учился на ходу. Но мои эскизы оставили его равнодушным. Он сказал мне: "Сделай опытные образцы. Если они мне понравятся, то хорошо. В противном случае, брошу все. Я не могу рисковать в таком большом деле".
Кадр из фильма "Медея"
Работа над опытными образцами начиналась с материалов и способов их обработки. Те эскизы должны были опираться на оригинальные ткани, мы изобретали архаику из различных фактур и материалов.
Решающую роль в этом сыграл Тирелли, который к тому времени ушел из ателье SAFAS и основал своё знаменитое ателье"Тирелли [костюмы]".
Слева П. Този, справа У. Тирелли. Фото Марио Турси
Он меня понимал и доверял мне, он экспериментировал с материалами, которые используют в своей работе обойщики, это были: мольтон (толстая, мягкая шерстяная ткань, похожая на фланель), который использовался как и хлопок для того, чтобы подбивать костяк дивана, смягчая его углы; бомбазин, который еще со времен Возрождения использовался как основа под мех; больничная марля, которая нужна для гипса и перевязок.
Кадр из фильма "Медея"
Костюм Сановника. Большая туника сшита из cencio di nonna естественных цветов (все плиссировки ручной работы). Плащ сделан из фетра цвета слоновой кости с ручной апликацией из оранжевой шерсти. Источник информации http://www.europeanafashion.eu/record/a/c6f54ac21b6021a13d13be245c1b4a41fa3348ebf73e1bfad399264178cdfa28
Деталь костюма, фото моё с выставки "Omaggio al Maestro Piero Tosi". Мой пост о ней: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html
Деталь костюма, фото моё
Для костюмов жителей Колхиды, которую снимали в Капподокии, мы использовали цвета земли: охру, коричневый.
Кадр из фильма "Медея"
Солдат из Колхиды. Плащ, туника и брюки все ручной работы в выцветших заплатах из хлопка различных оттенков синего и оранжевого, мягкий конский волос. Шлем из плетеной кожи и дерева. Кинжалы из железа и кожи. Фото мое, источник информации http://www.europeanafashion.eu/record/a/39a2d59a4912b6fed80ceb2b7edcc8bfdcc6757d5bd7e520e1e5ac17b27b531c
Деталь костюма
Для жителей Коринфа я вдохновлялся творчеством Понторно и Россо Фиорентино и использовал розовый, красный, фисташково-зеленый.
Джакопо Понтормо. Снятие с креста. 1525-1528. Алтарная картина в капелле Каппони церкви Санта-Феличита во Флоренции
Кадр из фильма "Медея"
Россо Фиорентино. "Мадонна на троне между двумя святыми"
Продолжает вспоминать Тирелли: "Сотни метров ткани красились природными красителями: цедрой лимона и ромашкой, для того чтобы получить определенный желтый оттенок; крапивой - для зеленого. Мы не использовали утюги для ручной "плиссировки". Я опускал в воду "тряпку бабушки", вытаскивал, протаскивал ее, выжимая, из руки в руку, после этого выкладывал потеснее сушиться на солнце: получалось старинное плиссе.
Кадр из фильма "Медея"
В костюмах "Медеи" нет и строчки, не сделанной вручную, швейные машины были под запретом".
Костюм, состоящий из двух туник (верхней и нижней), сшит из хлопковой марли цвета слоновой кости с оранжевыми полосками и поперечными вставками из серебряной ткани. Вся ткань для платья плиссированна вручную по старинной технологии.
Информация и фото с сайта http://tirellicostumi.com/it/abito_oscar/medea_36
Деталь костюма
Деталь костюма
Деталь костюма
"Мы ставили эксперименты по обработке тканей, - рассказывал Този, - Например, сшивали вместе марлю и подкладку, пропитывали клеем ПВА, плиссировали вручную, сушили в печи".
Кадр из фильма "Медея"
Опытные образцы убедили Пьера Паоло Пазолини, понравились ему. "Теперь я работал свободно, но не касался грима, хотя это - моя мания, я считаю, что он - основа костюма. Но если Пазолини решил, то его уже нельзя было переубедить, что кому-то нужно сделать изменение в гриме. Искали отца Медеи и нашли турка с усиками а-ля Кларк Гейбл. Я наивно говорю: "Он же сбреет усы, так ведь?". Режиссер мне отвечает: "Я взял его именно из-за этих усов".
Кадр из фильма "Медея"
Костюм отца Медеи. Туника сшита из cencio di nonna различных оттенках синего и темно-серого и сплиссированна вручную. Плащ из черного войлока расшит бляшками из меди и других металлов. Информация и фото http://www.europeanafashion.eu/record/a/b769d5ce2ccf515a9f2eafd20fdb6f6d059b46db5c24c1b046eec905fd808a43
Поработав бок о бок на съемках рядом с Пазолини, я понял, что он опирался на художественную интуицию, которая есть не у всех, и которая базируется на глубоком знании живописи. Он видел лицо, клал человека перед камерой, и выходил Мантенья. Выбора площади перед Дуомо в Пизе достаточно, чтобы оценить его чувство кадра. Когда мне сказали, что она будет площадью Коринфа, я был в ужасе. И как я ошибался"
Кадр из фильма "Медея"
Този до сих пор раскаивается в том, что не настоял на своем желании "испортить" лицо Марии Каллас. "Лицо Марии нуждалось в большом количестве макияжа: накладные ресницы и все только, что можно, дабы сделать его моложе. Это было ошибкой, потому что такой грим подчеркивал образ дивы шестидесятых. Но я хотел слишком многого. Мария чувствовала себя некрасивой и усталой. Она умоляла Пьера Паоло не снимать ее крупные планы: "Я привыкла к театру, к сцене. Я выражаю себя лучше на расстоянии. Мне достаточно жеста". Он боялся, что будет мало передних планов. Вот она и украсилась. Я надеялся, что Пазолини заметит этот макияж. Напротив, он принял накладные ресницы и все остальное. В фильме очень чувствуется контраст между реальными "пазолиньевскими" лицами и стилем дивы-Каллас времен шестидесятых. Возможно, Пазолини так и хотел"
Каллас и Пазолини на съемках "Медеи". Фото Марио Турси
Вот с помощью таких простых материалов создавались киношедевры. Не знаю, как вас, а меня такие истории вдохновляют)
Источники текста - книги:
"Tirelli 50. Il guardaroba dei sogni"
"Piero Tosi. Costumi e scenografie"
Ну а я напомню вам старые посты по теме:
Интервью П. Този "Оскар? Я предпочел бы его получить во времена "Леопарда". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/259655.html
""Театральное ателье Фарани" и фильмы Пазолини: изобретая новые ткани". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html
"Костюмы Д. Донати и Л. Капоцци" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/251044.html
"Средневековые фактуры в костюмах фильма "Гамлет" (1990 г.)" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/192969.html
и еще "М. Милленотти. Костюмы из фильма "Гамлет". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343292.html
"Выставка художника по костюмам Пьеро Този во Флоренции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html
"Запределье" Тарсема – Ишиоки: воспоминания о детстве". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/91840.html
"Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 1" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/379236.html
"Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 2" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/379419.html
Художник по костюмам Нана Чекки. Мое интервью. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/285208.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий