суббота, 15 октября 2011 г.

«Конформист» оператора Витторио Стораро: конфликт между тенью и светом.

Почему некоторые фильмы нам кажутся красивыми?
Потому что там играют красивые актеры, скажите вы. Или потому что там роскошные костюмы, ответят другие. Прекрасные спецэффекты, замечательные декорации… Конечно, это все так. Но поделюсь с вами личным печальным опытом - никто не увидит этой красоты, если ее не захочет или не сможет передать оператор. Объектив его камеры - это глаза фильма.





Среди операторов есть люди - легенды. Один из них - Витторио Стораро.





Вот, некоторые из его фильмов:

- Танго / Tango (1998)
- Фламенко / Flamenco (de Carlos Saura) (1995)
- Маленький будда / Little Buddha (1993)
- Дик Трэйси / Dick Tracy (1990)
- Под покровом небес / The Sheltering Sky (1990)
- Последний император / The Last Emperor (1987)
- Петр Великий / Peter the Great (1986) (сериал)
- Апокалипсис Сегодня / Apocalypse Now (1979)
- Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (1972)

С Бертолуччи он сделал 8 фильмов, начиная с "Конформиста", который они сняли в 1970 году, режиссеру тогда было 29, а оператору 30 лет.

"Кино - это не индивидуальное искусство", подтверждает Стораро мои слова. "В работу над фильмом вовлечено множество людей. Возникает некое "общее сознание". Нет сомнений, что кино говорит языком визуальных образов, которые возникают и исчезают под воздействием света и тени".





"Монтажер выбирает, какие кадры использовать и в каком порядке. Также есть музыка, которая создает настроение. То, что человек слышит, несомненно, влияет на то, что человек видит, и это, конечно, начинается со сценариста. Всеми этими людьми управляет режиссер, но каждый из них вносит свой личный вклад. Кино - это оркестровая партия сыгранная солистами".

Мне кажется, киноакадемия готова была давать Оскар Стораро за каждый его фильм, но держит себя в руках и пока ограничилась лишь тремя: "Апокалипсис сегодня" (1979), "Красные" (1981), "Последний император" (1987). И номинацией за "Дика Трейси".



60-летний Стораро стал самым молодым изо всех, кто когда либо получал награду Американской Академии Киноискусства "За прижизненные достижения".

Чтобы убедиться в его гениальности, нужно посмотреть фильм Б. Бертолуччи "Конформист".



Если есть высший пик визуализации кадра, то на нем находится именно этот фильм. Нет картины, снятой идеальнее, прекраснее, совершеннее.




Каждый кадр продуман и построен согласно драматургии фильма. Выдержано все: освещение, композиция, ритм.
В этом фильме Бертолуччи рассказывает историю молодого человека, который в конце 30-х годов ХХ века поступает на службу к фашистам. Предательство, убийство доверившегося ему человека - вот плата за его комфорт.



Фильм снят по мотивам одноименного романа Альберто Моравиа.



Стораро говорит: "каждый мой фильм - это разрешение конфликта между светом и тенями. Свет выявляет правду, а тени ее прячут".



Этот бесконечный ритм полос, напоминает прутья клетки, в которой находится герой, и также, как его, все время держит нас в напряжении, не давая свободно дышать полной грудью.
Прямые, косые, зигзагообразные они контролируют наше сердцебиение. Мы не отдаем себе в этом отчета, но подсознательно, следуем навязанному ими ритму.



Цветовая гамма этих кадров сдержанная, монохронная. Кажется, протяни руку, и ты наткнешься на что-то металлическое, холодное, неприятное. "Я решил убрать весь цвет, чтобы создать ощущение тюрьмы, замкнутого пространства, где борются свет и тьма", - объяснял концепцию этих кадров Стораро в своем интервью.



"Я хотел, чтобы в комнате Стефании Сандрелли на стенах от жалюзи падали полосы. И вдруг, Витторио предложил заставить их двигаться. На мой взгляд, получилось слишком сюрреалистично", - вспоминал Бертолуччи.



И даже платье героини имеет ломаную полоску, которая мистически "подыгрывает" сцене. (Не могу промолчать, костюмы шили в моем любимом ателье Тирелли в Риме).




Натурные сцены более наполнены цветом и даже запахом.



Запахом прелой листвы, влажного воздуха - тлена и увядания, "декаданса" - сказал про виллу своей матери Марчелло так, словно выплюнул эти слова.

"Я считаю камеру инструментом, наподобие карандаша, которым создается рисунок", - говорит Стораро. Но он не просто рисует, он создает полотна, наполненные чувством, энергией, ритмом.
Недаром в молодости Стораро изучал не только живописные полотна известных мастеров света и тени Рембрандта, Вермеера и Караваджо, но и музыку Моцарта.

"После того, как Марчелло садится в поезд и уезжает из Рима, в фильме появляется цвет, который настойчиво теснит тень, входит в нее и после этого начинают проступать краски.



Париж - это символ свободной, настоящей жизни, где, в отличие от Италии, можно было говорить все, что угодно. Я снял все преграды и в фильм хлынул цвет".



В фильме много интересных операторских находок, обо всем мне тут вам не рассказать, смотрите фильм.

"Меня всегда обуревала гордость, да такая, что аж щеки горели, когда Стивен Спилберг, Френсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе в разное время признавались мне в том, что "Конформист" дал большой толчок их творчеству". Это правда, работа оператора в этом фильме - эталон мастерства.

И не только в кино "Конформист" стал образцом для подражания. Вы могли не раз видеть "Стораро" в модной или рекламной фотографии.

Реклама от "Миссони", фирмы, стиль которой тоже построен на ритме полос и зигзагов.













Реклама от "Альберта Феретти" эксплуатирует чувственную сторону фильма.









Комментариев нет:

Отправить комментарий