пятница, 25 ноября 2016 г.

Марля и "бабушкина тряпка" в костюмах "Медеи".


Из чего только не делаются костюмы! Для раскрытия образа персонажа (а о другом при создании кино-костюмов речь не идет, поскольку кино - это искусство образов) фактура текстиля не менее важна, чем фасон и цвет костюма. Помните мой рассказ об ателье "Фарани" и художнике по костюмам Данило Донати? Фетр, кокосовое волокно - все шло в ход при работе над костюмами для фильмов Пазолини. Ну и конечно, успешно использовались марля и cencio di nonna ("бабушкина тряпка").
Авторство же "открытия" этих тканей для пошива театральных и кино - костюмов принадлежит другому творческому дуэту "Този - Тирелли", и начиналось все с фильма "Медея".






Из воспоминаний Умберто Тирелли:

"Примеряем костюмы. Я подкалываю, подгоняю, подрезаю. Пьеро Този, художник по костюмам, трясется от страха. Гробовая тишина. Мария Каллас смотрит в зеркало и вдруг заявляет: "Итак, я - Медея!". Този не верит своим ушам. Пока в ателье делали костюмы, он постоянно мне твердил: "Представляешь, придет Мария и наденет эти тряпки. Она думает делать Медею завернутой в атлас, а должна будет ходить в "бабушкиных тряпках"!"




После примерки костюмов Медеи. Слева направо: Пьеро Този, Мария Каллас и Умберто Тирелли.


Это, и правда, были сознательно взятые "тряпки".




Cencio di nonna (иногда пишут "cencio della nonna") - хлопковая ткань полотняного переплетения, похожая на разреженный ситец. Сегодня чаще всего используется для вышивания.


Идея принадлежала Този, которому Пазолини доверил создание костюмов для "Медеи". Риск заключался в том, что они отступили от обычных туник и стереотипов эллинизма, не стали пережевывать очевидное. Историзм [в костюмах] можно создать тканью или методом работы. Но какая это должна быть ткань? "Бабушкина тряпка" -  дешевая ткань, которую обойщики используют для обивки низа диванов. "Ченчио ди нонна" и больничная марля покупались нами километрами. Никто никогда раньше не использовал такой бедный материал для пошива платьев. Мы были первыми, с тех пор cencio di nonna вошла с триумфом в мир моды, не только в театр, но и в крупнейшие ателье и pret-a-porter".




Костюм Ясона. Туника оранжевого цвета и различных оттенков розового из ткани cencio di nonna на подкладке, вся плиссировка ручной работы. Большой плащ тоже из cencio di nonna ("бабушкиной тряпки") и подкладки. Фото мое, информация взята:  http://www.europeanafashion.eu/record/a/4d3856a0c3a4f39cb1e0a7e511eca7d4eb99551f44e735e8e6b525c2acdd010d




Фрагмент костюма




Фрагмент костюма


Продолжает вспоминать работу над "Медеей" художник по костюмам Пьеро Този:

"Пазолини лишь задал мне линию: "Хочу, - сказал он мне, - коллаж из более древних вещей, более далеких культур дальних времен и  разных народных традиций". Но это было слишком обобщенное указание.




Шумерская богиня




Рисунок П. Този. Отец Медеи.





Национальный костюм Сардинии




Кадр из фильма "Медея"




Деталь финикийского саркофага. https://it.wikipedia.org/wiki/Fenici




Кадр из фильма "Медея"




Национальный костюм женщин из Ла-Альберки (муниципалитет в Испании, входит в провинцию Саламанка)



Фото 1940-х гг




Пьеро Този. Эскиз костюма Медеи




Костюм Медеи. Туника сшита из окрашенной в черный цвет ткани cencio di nonna, плиссированной вручную. Огромный фартук расшит старинным жемчугом, антикварными лентами с небольшим количеством золота. Вуаль сделана из марли и золотой каймы. Парик производства компании  Ronchetti Carboni. Ожерелья, серьги и тиара сделаны в мастерских у Lembo (про Нино Лембо и его мастерскую я писала тут http://la-gatta-ciara.livejournal.com/298179.html).
Информация взята: http://www.europeanafashion.eu/record/a/4d065b9e4fb3894b13e1cd2b83c3df468b321bf5d220d398428c66f550721d42
Не могу не поделиться тем, что помогала шить этот костюм юная Габриэлла Пескуччи - сегодня она оскароносный художник по костюмам, а тогда - ассистентка Пьеро Този) Костюм изготовлен вручную, в нем нет ни одного машинного шва!




Trajes de agua. Ochagavнa, Navarra.




Кадр из фильма "Медея"


"Я повстречал Пьера Паоло Пазолини в 1957 году на съемках фильма "Мариза - кокетка" Болоньини, - продолжает рассказывать Пьеро Този, - Он был соавтором сценария. Я был художником по костюмам. Мы с ним много общались, в быту он был открытым человеком. А в работе, наоборот, закрытым, неразговорчивым. Думаю, наши профессиональные отношения были трудными, потому что на мне висел ярлык "висконтийца". Возможно, он боялся, что я принесу в его фильм мир Висконти. Все режиссеры опасаются быть зараженными.




На съемках "Медеи". На переднем плане Пазолини, сидит Каллас. А на заднем плане стоит Пьеро Този. Фото Марио Турси.


Пазолини был скупым на советы: "Хочу коллаж". И я смешивал, придумывал, учился на ходу. Но мои эскизы оставили его равнодушным. Он сказал мне: "Сделай опытные образцы. Если они мне понравятся, то хорошо. В противном случае, брошу все. Я не могу рисковать в таком большом деле".




Кадр из фильма "Медея"


Работа над опытными образцами начиналась с материалов и способов их обработки. Те эскизы должны были опираться на оригинальные ткани, мы изобретали архаику из различных фактур и материалов.
Решающую роль в этом сыграл Тирелли, который к тому времени ушел из ателье SAFAS и основал своё знаменитое ателье"Тирелли [костюмы]".




Слева П. Този, справа У. Тирелли. Фото Марио Турси


Он меня понимал и доверял мне, он экспериментировал с материалами, которые используют в своей работе обойщики, это были: мольтон (толстая, мягкая шерстяная ткань, похожая на фланель), который использовался как и хлопок для того, чтобы подбивать костяк дивана, смягчая его углы; бомбазин, который еще со времен Возрождения использовался как основа под мех; больничная марля, которая нужна для гипса и перевязок.




Кадр из фильма "Медея"




Костюм Сановника. Большая туника сшита из cencio di nonna естественных цветов (все плиссировки ручной работы). Плащ сделан из фетра цвета слоновой кости с ручной апликацией из оранжевой шерсти. Источник информации http://www.europeanafashion.eu/record/a/c6f54ac21b6021a13d13be245c1b4a41fa3348ebf73e1bfad399264178cdfa28




Деталь костюма, фото моё с выставки "Omaggio al Maestro Piero Tosi". Мой пост о ней: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html




Деталь костюма, фото моё


Для костюмов жителей Колхиды, которую снимали в Капподокии, мы использовали цвета земли: охру, коричневый.




Кадр из фильма "Медея"




Солдат из Колхиды. Плащ, туника и брюки все ручной работы в выцветших заплатах из хлопка различных оттенков синего и оранжевого, мягкий конский волос. Шлем из плетеной кожи и дерева. Кинжалы из железа и кожи. Фото мое, источник информации http://www.europeanafashion.eu/record/a/39a2d59a4912b6fed80ceb2b7edcc8bfdcc6757d5bd7e520e1e5ac17b27b531c




Деталь костюма


Для жителей Коринфа я вдохновлялся творчеством Понторно и Россо Фиорентино и использовал розовый, красный, фисташково-зеленый.




Джакопо Понтормо. Снятие с креста. 1525-1528. Алтарная картина в капелле Каппони церкви Санта-Феличита во Флоренции




Кадр из фильма "Медея"




Россо Фиорентино. "Мадонна на троне между двумя святыми"


Продолжает вспоминать Тирелли: "Сотни метров ткани красились природными красителями: цедрой лимона и ромашкой, для того чтобы получить определенный желтый оттенок; крапивой - для зеленого. Мы не использовали утюги для ручной "плиссировки". Я опускал в воду "тряпку бабушки", вытаскивал, протаскивал ее, выжимая, из руки в руку, после этого выкладывал потеснее сушиться на солнце: получалось старинное плиссе.




Кадр из фильма "Медея"


В костюмах "Медеи" нет и строчки, не сделанной вручную, швейные машины были под запретом".




Костюм, состоящий из двух туник (верхней и нижней), сшит из хлопковой марли цвета слоновой кости с оранжевыми полосками и поперечными вставками из серебряной ткани. Вся ткань для платья плиссированна вручную по старинной технологии.
Информация и фото с сайта http://tirellicostumi.com/it/abito_oscar/medea_36




Деталь костюма




Деталь костюма




Деталь костюма


"Мы ставили эксперименты по обработке тканей, - рассказывал Този, - Например, сшивали вместе марлю и подкладку, пропитывали клеем ПВА, плиссировали вручную, сушили в печи".




Кадр из фильма "Медея"


Опытные образцы убедили Пьера Паоло Пазолини, понравились ему. "Теперь я работал свободно, но не касался грима, хотя это - моя мания, я считаю, что он - основа костюма. Но если Пазолини решил, то его уже нельзя было переубедить, что кому-то нужно сделать изменение в гриме. Искали отца Медеи и нашли турка с усиками а-ля Кларк Гейбл. Я наивно говорю: "Он же сбреет усы, так ведь?". Режиссер мне отвечает: "Я взял его именно из-за этих усов".




Кадр из фильма "Медея"




Костюм отца Медеи. Туника сшита из cencio di nonna различных оттенках синего и темно-серого и сплиссированна вручную. Плащ из черного войлока расшит бляшками из меди и других металлов. Информация и фото http://www.europeanafashion.eu/record/a/b769d5ce2ccf515a9f2eafd20fdb6f6d059b46db5c24c1b046eec905fd808a43


Поработав бок о бок на съемках рядом с Пазолини, я понял, что он опирался на художественную интуицию, которая есть не у всех, и которая базируется на глубоком знании живописи. Он видел лицо, клал человека перед камерой, и выходил Мантенья. Выбора площади перед Дуомо в Пизе достаточно, чтобы оценить его чувство кадра. Когда мне сказали, что она будет площадью Коринфа, я был в ужасе. И как я ошибался"




Кадр из фильма "Медея"


Този до сих пор раскаивается в том, что не настоял на своем желании "испортить" лицо Марии Каллас. "Лицо Марии нуждалось в большом количестве макияжа: накладные ресницы и все только, что можно, дабы сделать его моложе. Это было ошибкой, потому что такой грим подчеркивал образ дивы шестидесятых. Но я хотел слишком многого. Мария чувствовала себя некрасивой и усталой. Она умоляла Пьера Паоло не снимать ее крупные планы: "Я привыкла к театру, к сцене. Я выражаю себя лучше на расстоянии. Мне достаточно жеста". Он боялся, что будет мало передних планов. Вот она и украсилась. Я надеялся, что Пазолини заметит этот макияж. Напротив, он принял накладные ресницы и все остальное. В фильме очень чувствуется контраст между реальными "пазолиньевскими" лицами и стилем дивы-Каллас времен шестидесятых. Возможно, Пазолини так и хотел"



Каллас и Пазолини на съемках "Медеи". Фото Марио Турси


Вот с помощью таких простых материалов создавались киношедевры. Не знаю, как вас, а меня такие истории вдохновляют)


Источники текста - книги:

"Tirelli 50. Il guardaroba dei sogni"
"Piero Tosi. Costumi e scenografie"

Ну а я напомню вам старые посты по теме:

Интервью П. Този "Оскар? Я предпочел бы его получить во времена "Леопарда". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/259655.html

""Театральное ателье Фарани" и фильмы Пазолини: изобретая новые ткани". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html

"Костюмы Д. Донати и Л. Капоцци" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/251044.html

"Средневековые фактуры в костюмах фильма "Гамлет" (1990 г.)" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/192969.html

и еще "М. Милленотти. Костюмы из фильма "Гамлет". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343292.html

"Выставка художника по костюмам Пьеро Този во Флоренции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html

"Запределье" Тарсема – Ишиоки: воспоминания о детстве". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/91840.html

"Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 1" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/379236.html

"Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 2" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/379419.html

Художник по костюмам Нана Чекки. Мое интервью. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/285208.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий